|
14 сентября начался финальный отбор кандидатов в новый Верховный суд. Каждый день Высший совет правосудия рассматривает по 16 фамилий, рекомендованных по итогам конкурса Высшей квалификационной комиссией судей. Результаты голосования будут объявлены после 25 сентября.
Как известно, позиция общественности не совсем одобрительная. Эксперты согласны не со всеми оценками ВККС, ведь некоторые заблокированные Общественным советом добропорядочности (ГРД) кандидаты все равно прошли в финал. По оценке органа общественного контроля, 30 человек, именно по критериями добропорядочности, не могут претендовать на реформированный высший судебный орган. Поэтому активисты, уже не имея формальных полномочий, продолжают следить за конкурсом на последнем этапе рассмотрения кандидатов в ВСП и привлекать внимание к тем, кто ранее получил отрицательное заключение так называемой ГРД. То, что эта тридцатка прошла в финал, активисты считают признаком заангажированной позиции ВККС и слабой заинтересованности комиссии в смене правил в судейской власти. ВККС же перекладывает ответственность на Высший совет правосудия, ведь он может стать еще одним фильтром для тех, кто прошел этапы конкурса вопреки блокирующей позиции общественности.
Особенность конкурса в Верховный суд в том, что законодательство открыло возможности для участия не только судьям, но и представителям академических кругов и адвокатуры. Это нововведение было направлено на то, чтобы кастовости и коррупции было меньше. «Свежая кровь» в лице юристов-профессионалов из несудейского сообщества считалась важным фактором очищения системы.
По итогам конкурса, большинство финалистов являются судьями. В списках 120 кандидатов - только 20% ученых и адвокатов. И оценка их добропорядочности должна была быть не менее объективной и глубокой, но, очевидно, таковой не всегда была. Например, ВККС рекомендует назначить судьей Кассационной уголовной палаты в составе Верховного Суд адвоката Александру Яновскую, и у Общественного совета добропорядочности тоже не возникло к ней претензий. Это не первая попытка профессора и адвоката попасть в новые органы правосудия. В частности, в июле этого года она претендовала на должность аудитора Национального антикоррупционного бюро. Однако, голосование в парламенте не было для нее результативным. Теперь Яновская может стать судьей Верховного Суда. Очевидно, активисты недостаточно хорошо проанализировали рекомендации, выданные этому кандидату. Например, не посмотрели на такой аспект ее многоплановой активности, как участие в органах адвокатского самоуправления Киева. В анкете кандидата, кстати, этот пункт внесен почему-то в раздел «Волонтерская деятельность».
Ситуация именно в столичной адвокатуре проблемная, и об этом знают если не широкая публика, то точно - правоохранительные органы и адвокатское сообщество. Среди членов Общественного совета добропорядочности есть и адвокаты, и они не могут не быть в курсе существования «дублирующих» органов адвокатского самоуправления. В свое время они были созданы в Киеве в обход законодательства об адвокатуре, но используют подобные названия. Например, вместо Квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры города Киева (как должен называться такой орган по закону 2012 года) было выбрано название Киевская квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры. И сделано это было не только ради вывески, а с целью зарабатывания денег на тех, кто хочет стать адвокатом и не знает таких «ловушек». Ни о какой «волонтерской деятельности» здесь речь не идет. Еще в прошлом году проблема, как казалось, была решена, и в столице наконец учредили легитимную Квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры города Киева и переизбрали состав Совета адвокатов Киева взамен того, который долгое время «покрывал» фейковую квалифкомиссию. Однако, по классике жанра, старый состав Совета уходить не захотел, и вместо одного органа-клона в столичной адвокатуре появилось два. Яновская - человек к этому процессу имеющий самое прямое отношение. Потому что она продолжила работать в квалифкомиссии, уже признанной незаконной. Адвокатура в Украине построена по принципу самоуправления, и высший орган - Совет адвокатов - принял решение летом 2016 года о том, что так называемая Киевская квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры незаконно присвоила полномочия и принимает экзамены в адвокатуру, выдает свидетельства адвоката, рассматривает дисциплинарные санкции и так далее.
Деликатность этой ситуации в том, что экзамены в псевдо-организации принимаются за деньги. А выданные ней документы - просто недействительны. В этой самодеятельной комиссии адвокат Яновская - центральная фигура, ведь она занимает должность главы аттестационной палаты. То есть, непосредственно организовывает процесс и участвует в проведении экзаменов в адвокатуру, зная прекрасно, что выданные по итогу документы не дают никакой законной возможности получить законный статус адвоката. Именно эта деятельность указана ней в анкете кандидата в Верховный суд. И на своем посту псевдокомиссии адвокатуры столицы Яновская находится бессменно с 2012 года. Вопреки решениям высших органов адвокатского самоуправления, конференции адвокатов Киева, уголовным расследованиям, в том числе по фактам махинаций в так называемой КМ КДКА и процессам в судах. При этом нужно сказать, что плата за экзамены установлена этой комиссией по максимально позволенной ставке. Схема выстроена давно и надежно, и уже является предметом расследования в прокуратуре.
Фигурантом там является бывшая глава Совета адвокатов Киева Инна Рафальская, а масштабы коррупции оцениваются в несколько миллионов гривен. Это заставляет задать вопросы уже не о причиненном ущербе престижу адвокатской профессии, а о степени уголовной ответственности за созданную «корруционную» дыру. Председатель Совета адвокатов города Киева Петр Рябенко и глава учрежденной в 2016 году Квалификационно-дисциплинарной комиссии Игорь Орлов постоянно включены в работу специальной комиссии, которая расследует злоупотребления в фейковых столичных адвокатских органах. «Этот процесс фальсификации документов киевских адвокатов уже давно вышел за пределы адвокатского сообщества. Мы практически ежедневно получаем жалобы от людей, которые не разобрались и сдали экзамены в неполномочной организации с привлекательным названием. Естественно, теперь они не могут получить никаких действительных документов, чтобы пройти стать адвокатом официально. По факту, они уплатили деньги за тесты общественной организации, которая не имеет законного права на допуск в адвокатскую профессию», - поясняет Игорь Орлов. Ссылаясь на эти факты, руководители адвокатского самоуправления столицы уже обратились в Высший совет правосудия с заявлением о том, что Яновская не может соответствовать критериям добропорядочности и профессиональной этики. Именно на этих основания ВСП может заблокировать рекомендованную ВККС кандидатуру для назначения в Верховный Суд.
Если общественные эксперты сосредоточились на изучении фактов биографии судей-участников конкурса в Верховный суд, и пропустили такого кандидата-адвоката, то у Высшего совета правосудия еще есть возможность проверить, все ли гладко в трудовой биографии госпожи Яновской, какой «вклад» в адвокатское самоуправление она сделала и насколько она отвечает критерию добропорядочности. Ведь количество обманутых ней людей исчисляется сотнями. Мяч сейчас не только на поле членов ВСП, но и общественности, которая должна быть одинаково внимательна ко всему списку финалистов.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: