|
Уже больше недели - с 28 апреля, как граждане Молдавии могут сами оценить все преимущества либерализации визового режима со странами ЕС. Это означает, что граждане Молдавии, обладающие биометрическими паспортами, без оплаты виз могут путешествовать в страны ЕС и находиться в них на период до 90 дней в течение каждого полугодия. Граждане Украины тоже могли бы уже ездить в Европу без виз, ведь к выполнению Плана действий по визовой либерализации с ЕС Украина приступила раньше Молдавии. Но не сложилось. И, кстати, все еще не складывается. Но когда же все сложится - и в парламенте, и в обществе? На этот и некоторые другие вопросы согласилась ответить руководитель общественной организации "Европа без барьеров" Ирина Сушко.
- Когда же безвизовый режим с ЕС распространится и на Украину?
- Ожидания выглядят достаточно реалистично, если идет речь действительно о следующем годе. Поскольку ранее, насколько я знаю звучало, что долгожданный безвизовый режим наступит уже в этом году. Здесь бы я категорически не согласилась, поскольку для такого решения нам необходимо не только завершить первый этап плана действий по либерализации, на котором мы находимся, но и завершить второй этап, который заключается в том, чтобы мы имплементировали то законодательство, которое принимается на первом этапе. Кроме этого, надо принимать во внимание также и алгоритм, процесс, процедуру, которая необходима для принятия решения соответствующими европейскими институтами. Ведь это решение принимает сначала Еврокомиссия, которая вносит предложение Европейскому парламенту, Совету ЕС... Поэтому для этого нужно время. Соответственно, когда мы говорим о возможности введения безвизового режима в следующем году - это выглядит вполне вероятно, но ту действительно есть большое "но".
Если власть будет демонстрировать то упорство, то желание, ту политическую волю, которую она в последнее время демонстрирует и нынешние темпы не будут спадать, то вполне возможно, что мы получим действительно положительное решение ЕС. Однако здесь надо четко понимать, что необходимо смотреть не только на выполнение количественных показателей, но необходимо проверять и насколько качественно будет выполнять Украина задачи, предусмотренные визовой либерализацией, поскольку по нашему убеждению эти задачи это по сути реформы и реформы эти, в первую очередь, нужны не ЕС, а Украине. Именно поэтому мы должны заботиться о том, чтобы они были должным образом подготовлены и выполнены.
- Давайте напомним - в чем состоят задачи первого этапа и второго этапа Плана действий по визовой либерализации с ЕС.
- Украина получила в 2010 году так называемый План действий по визовой либерализации, который предусматривает выполнение Украиной более 50-ти технических заданий и критериев в соответствующих сферах государственной политики. Сначала мы должны принять необходимое законодательство, то есть по сути ответственным является парламент. Это касается первого этапа, так называемой первой фазы. Во второй фазе мы должны выполнить, имплементировать то законодательство, которое было принято в первой, показать определенный прогресс.
Хотя, от нас не ожидается, например, если мы в рамках первого этапа принимаем закон о борьбе с коррупцией, то от нас не ожидают, что на втором этап, поборов всю коррупцию, мы изменим свое место в индексе чувствительности к коррупции. Этого не ожидается. Но мы должны продемонстрировать прогресс и, например, сместиться с той позиции, на которой мы сейчас находимся, существенно вниз, то есть приблизиться к тем странам, которые активно борются с коррупцией.
Поэтому между этими двумя этапами есть важный момент, что европейская комиссия, а затем и те европейские институции, о которых я упоминала, они должны оценить этот прогресс, дать зеленый свет на переход от первой ко второй фазе. В этом есть важная деталь и мы должны дождаться официального признания ЕС права на переход от первой ко второй фазе.
- Какой в этом плане должна быть позиция Украины и какой может быть реакция ЕС, учитывая то, что украинские граждане на Майдане доказали свое желание быть ближе к Европе?
- Условно говоря, мяч находится на поле Украины. Все зависит на сегодняшний день от Украины. Майдан приготовил хорошую почву для того, чтобы некоторые страны ЕС изменили свое отношение к нам политически, или на уровне восприятия. Но на сегодняшний день все зависит от парламента, который должен принять те законы, которые еще остались, и от правительства, которое должно пытаться параллельно с принятием законодательства, выполнять уже то законодательство, которое принято.
Например, есть принятый закон о биометрических паспортах. Он называется Закон о едином государственном демографическом реестре. И вот как раз было бы очень хорошо, чтобы Украина продемонстрировала прогресс и начала выдать те же биометрические паспорта. Этим самым мы бы показали, что мы готовы имплементировать принятые решения, и это бы упростило задачу ЕС, и это был бы такой зачет в тех задачах, которые стоят перед нами.
Поэтому соответственно все зависит от нас, от скоординированных усилий всех органов власти, от контроля гражданского общества, роль которого заключается в том, что ему необходимо проверять - насколько качественно выполняет государство, правительство эти задачи.
Многое, конечно, зависит и от политической ситуации в стране. Хотя, я думаю, нынешняя ситуация не является препятствием для того, чтобы компетентные органы выполняли свою работу. Например, в миграционной службе или в Министерстве внутренних дел никто соответствующим отделам или департаментам, никто не мешает выполнять то, что касается визовой либерализации.
- Не так давно парламент рассматривал и имел шансы принять закон о борьбе с дискриминацией, что является одним из условий, необходимых для выполнения Плана действий по визовой либерализации.
- Да, это один из критериев.
- Шансы для принятия были. И украинский МИД выражал соответствующую надежду. Указывалось на то, что дискуссионные положения законопроекта сформулированы таким образом, что они не должны вызывать возражений в сессионном зале. Но закон о борьбе с дискриминацией депутаты не приняли. Как вы думаете, какие у него перспективы?
- К сожалению, ситуация такова, что этот законопроект, а, я уточню, речь шла о внесении изменений в закон, противодействующий дискриминации по разным признакам, так вот - эти нормы приобрели уже какой-то не совсем корректный резонанс. Что я имею в виду.
В свое время, при режиме Януковича, соответствующие политические силы "постарались" придать этому критерию какое-то ненужное и надуманное значение. Начали говорить о том, что речь идет о защите сексуальных меньшинств, пропаганде гомосексуализма и так далее. Тогда как на самом деле речь идет просто о защите чувствительных, уязвимых групп населения Украины. На сегодняшний день, это еще отголоски той пропаганды, того некорректного формулирования и тенденциозного восприятия этой проблемы. Боюсь, что необходима дополнительная информационная какая-то подготовка или работа с отдельными депутатами или фракциями для того, чтобы объяснить им - о чем собственно идет речь.
- Возможно лучше опубликовать и дать возможность самому обществу дать свою оценку, чтобы оно не пользовалось комментариями комментаторов?
- Здесь, я думаю, нужно корректное объяснение для всех целевых групп - и для общества месседжи соответствующие, и для тех, кто принимает решения в парламенте. Важно в то же время еще и не заиграться в эту игру, потому что наше общество частично является консервативным и люди могут не поддержать решение, основываясь на стереотипных представлениях, или религиозных, или каких-то других. Власть должна продемонстрировать готовность идти на непопулярные реформы. И если мы выбрали европейской путь развития, то надо понимать, что в европейском обществе, в правовом обществе защищаются все, в том числе, и меньшинства разные - и сексуальные, и религиозные, и языковые и т.д. И в первую очередь, власть должна показать готовность к переменам, к принятию непопулярных решений, а общество, мне кажется, должно это поддержать.
Н.Гусарова, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: