|
Как правило, выборы мэра Майами, Скрантона или Зальцбурга не очень интересны международному сообществу. Но состоявшиеся в воскресенье выборы в органы местной власти в Украине стали первым случаем после Евромайдана в 2013-2014, когда украинские граждане получили возможность проголосовать за смену руководства на местах, пишет ИноСМИ со ссылкой на Foreign Policy.
К этим выборам относились, в основном, как к референдуму о доверии президенту Петру Порошенко, который взвалил на себя решение монументальной задачи по реформированию Украины в соответствии с ожиданиями участников Евромайдана и их сторонников.
Реформы, обещанные Блоком Петра Порошенко, и его союзниками в парламенте, еле идут. Многие подозревали, что его партия потеряет основную поддержку. Но, как ни странно, в целом партия показала хорошие результаты по стране, лишь кое-где немногим меньшие, чем результаты прошлогодних выборов.
Официальные результаты оглашены еще не полностью, но, похоже, сторонники президента сумели удержать такие ключевые позиции, как места в муниципалитете Киева.
Похоже, украинцы винят в замедлении реформ, в основном, премьер-министра Арсения Яценюка. Опросы показывали столь низкую поддержку его партии Национальный фронт, что она предпочла даже не выставлять кандидатов на местных выборах, чтобы не рисковать позицией.
Сокрушительное поражение на выборах могло бы привести к его смещению парламентом и назначению на пост премьер-министра представителя более популярной партии.
Так что в целом можно сказать, что украинцы согласны предоставить президенту больше времени для действий. Худшие опасения комментаторов - что медленное продвижение реформ настроит украинцев против революции и толкнет их в сторону России - не оправдались. Но есть и другие свидетельства того, что далеко не все идет хорошо.
Явка избирателей по западным стандартам оказалась относительно высокой - 46,6% в среднем по стране, что намного выше средней явки избирателей на американских выборах в органы местного самоуправления, которая как правило едва превышает 20%.
Но в истории независимой Украины это была самая низкая явка избирателей, а это может служить настораживающим признаком того, что население, недавно пережившее небольшую революцию, начинает уставать от новых лидеров, медленного продвижения реформ и застоя в политическом процессе.
В реальности революция Майдана практически не затронула органы местной власти, которые имеют наибольшее влияние на повседневную жизнь украинцев. Без сомнения, появились многочисленные новые, более молодые кандидаты, возросла гражданская активность, но в целом осталась неизменной ситуация, в которой местная администрация считается личной вотчиной олигархов или политических боссов.
Этот статус-кво только укрепился после воскресных выборов, которые выглядели хуже парламентских и президентских выборов 2014 года.
Такие олигархи, как Игорь Коломойский или Ринат Ахметов, сохраняют значительное влияние на политику. Их огромные состояния, нажитые не самым честным путем, позволяют им спонсировать одновременно две-три политических партии, которые кажутся непримиримыми противниками.
Для примера можно просто сравнить партию Коломойского Укроп, придерживающуюся проукраинской позиции, с пророссийским движением Возрождение, которое тоже, по слухам, спонсируется этим человеком.
Ринат Ахметов, в свою очередь, поддерживает объединивший остатки старой партии Януковича Оппозиционный блок, на котором, таким образом, лежит ответственность за гибель людей во время демонстраций Евромайдана в начале 2014 года, пишет издание.
Два олигарха борются за промышленный центр Днепропетровск, где после воскресного голосования осталось два кандидата: Борис Филатов от партии Укроп, опирающийся на поддержку Коломойского, и Александр Вилкул, которого считают протеже Ахметова.
Исход этого противостояния будет решен 15 ноября, и политическая борьба обещает быть очень острой. Президент Петр Порошенко, тоже олигарх, предположительно, отдает предпочтение Вилкулу - символу старого режима, просто назло Коломойскому.
Менее масштабное состязание между разными интересами и сторонниками реформ в портовой Одессе вылилось в многочисленные нарушения на выборах, вплоть до обвинений в том, что некоторым избирателям заплатили и приказали голосовать за определенного кандидата.
По итогам выборов мэра города были поданы судебные иски. Наблюдавший за выборами российско-американский журналист Владислав Давидзон сказал: "Имели место все нарушения, кроме прямой кражи голосов. Это были худшие за всю историю".
В городе Мариуполь, расположенном вблизи линии фронта между украинскими правительственными войсками и пророссийскими сепаратистами, вмешательство Рината Ахметова привело к срыву выборов.
Активисты обнаружили, что бюллетени печатали в принадлежащей ему типографии и потребовали остановить голосование, предупредив о возможных подтасовках или порче бюллетеней.
Похожие происшествия в двух других городах региона тоже привели к переносу выборов. Дата повторного голосования еще не назначена.
В общем, воскресные выборы выглядели скорее как возврат к старым, диким, менее демократичным временам. Хотя многие города избежали таких нарушений, как в Одессе, общая тенденция обескураживает.
Украинские политики привели свою тактику в соответствие с заявленным желанием стать более европейской страной, но при этом им до сих пор неясно, как это сделать. Декорации сменились, но старые персонажи и их жадность никуда не исчезли.
Порошенко, похоже, смог купить время на осуществление реформ, которых ждут украинцы, но окно его возможностей быстро закрывается. Побеги старой системы опутывают ставни, пишет Foreign Policy.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: