|
Не так давно о "вышедших из-под контроля батальонах" говорил губернатор Донецкой области Кихтенко, а на днях сделал несколько резких заявлений прокурор Киева Сергей Юлдашев. Он усмотрел угрозу вооруженного переворота в миграции вооруженных до зубов добровольцев из зоны АТО в столицу и крупные города. Об этом пишут vesti.
"Давайте посмотрим правде в глаза: есть герои и патриоты, а есть тыловые мародеры в камуфляже, — обратился Юлдашев на сайте прокуратуры. — Никто не получал карт-бланш на беспредел. Любое лицо из зоны АТО с оружием — преступник. Нам нужно остановить махновщину на улицах Киева и создать единый центр для сохранения законности и порядка". Далее прокурор привел статистику: количество уголовных производств с незаконным оборотом оружия выросло в 2,5 раза, и только в Киеве с начала года — 30 "тяжких и особо тяжких" с участием бывших комбатантов.
Рейдерство и атаки на ОВК
Список претензий к батальонам длинный. Это и вмешательство в избирательный процесс ("Донбасс-1" мешал установлению результатов по округу №59 в Большой Новоселке Донецкой области, даже выкатил под здание, где заседал окружком, зенитки и минометы), и сомнительная активность — в воскресенье пять айдаровцев прибыли на Запорожский алюминиевый комбинат, якобы чтобы не допустить расхищения имущества, и принялись конфликтовать с обычной милицией.
Чаще всего обвиняют в рейдерстве. Из последнего: вчера в офис "Мариупольтеплосетей" наведались бойцы "Азова", якобы чтобы привести нового начальника, которого прогнали сами работники предприятия. Еще пару дней назад вооруженные люди, представившиеся бойцами "Айдара", вторглись в здание вертолетной площадки на Парковой дороге в Киеве. Визит мотивировали желанием вернуть объект государству. Доходит до смешного. Комбату "Донбасса" Семену Семенченко пришлось отвечать на жалобы пользователей "Фейсбука" — возмущение вызвали особенности парковки «новых мажоров" на джипах с номерами "Донбасс", "Азов" и "Айдар" у здания Нацгвардии в Киеве. "Номера, с которыми ездили в АТО, снять. Все бойцы должны быть в воинской части или на реабилитации. Кто службу не продолжает — шевроны снять. Будем отлавливать и изымать номера, шевроны", — парировал комбат "Донбасса" в "Фейсбуке".
Спор Порошенко и Авакова
Роль батальонов — постоянный раздражитель для Администрации президента. Позиция Порошенко заключается в необходимости слияния тербатов с частями Минобороны. Глава МВД Арсен Аваков с этим не согласен. Он хочет их перепрофилировать для работы на местах. Советник главы МВД Антон Геращенко считает, что обвинять батальоны — неблагодарность: если бы не они, то, по мнению Геращенко, линия фронта пролегала бы по Днепру.
"По многим фактам, о которых вы говорите, нет подтвержденных данных. Я не считаю, что это проблема: достоверно не известно ведь, кто захватывал — "неизвестные лица" или члены подразделения. Очень много нюансов, взаимных обвинений, неправдивой информации в социальных сетях". Не видят проблемы и в СБУ. "Видимой угрозы от добровольческих батальонов нет, ими руководят достойные люди, — сказал нам советник Валентина Наливайченко, дипломат Маркиян Лубкивский. — Ключевой вопрос — во взаимодействии: не нужно бросаться обвинениями, искать крайних. Бросать обвинения сегодня — на руку врагу".
Между тем, как сообщает газета "Зеркало недели", на почве разного отношения к добровольцам на последнем заседании СНБО президент и глава МИД даже публично начали выяснять отношения. Правда, по данным нашего источника в АП, этого не было: "Президент с министром не спорил. И так известна его позиция. Но у нас мнение о батальонах невысокое. Они постоянно пытаются подзаработать — "Айдар" на выборах за деньги "работал" по всем округам в Донбассе".
В "Айдаре" такой расклад отрицают
"По каждому случаю мы можем пояснить: в случае с вертолетной площадкой мы помогли вернуть стране хозяйство "семьи" Януковича, — говорит Сергей Мельничук, комбат "Айдара". — По визиту на Запорожский алюминиевый — также воспрепятствовали краже. Мы лишь подсвечиваем, показываем объекты, которые хотят украсть. Мы ведь не остаемся там. В отличие от некоторых других батальонов, которые за охранные функции $120 тыс. выпрашивают".
"Воюют за урожай в Черкасской области"
В то же время неофициально люди, близкие к "Айдару", признают, что проблема есть. "Батальон разделился на несколько групп, — говорит источник. — Во главе первой стал комбат Сергей Мельничук (будущий нардеп от Радикальной партии), второй — "Батя" (начштаба батальона Валентин Лихолит). Есть еще группы. Часть бойцов приехала в Киев, отжимает тут бизнес. Еще кое-кто "воюет" за урожай в Черкасской области. Больше всего удивляет то, как они умудряются вывезти оружие — зона АТО окружена блокпостами, пересечь которые незаметно невозможно. Мы с этим боремся, но сил на всех не хватает. В Киеве еще справляемся, но что происходит в провинции, никто не знает".
А Игорь Мосийчук, бывший замком "Азова", говорит, что есть тенденция, когда бойцы просто уходят с фронта. "Процентов двадцать уже отошло", — заявил Мосийчук.
С оружием в города нельзя
Вопрос оружия в батальонах трактуют по-своему. Считают, что полномочия дарует Закон о милиции. «Нам по статуту положено оружие (стрелковое. — Авт.), мы же милиционеры. Бойцы оформлены как сотрудники МВД, спецназовцы. И по статусу они даже выше, чем "Беркут", ведь у них есть еще и функция антитеррора, — рассказал комбат харьковской "Слобожанщины" Андрей Янголенко. — Если, скажем, ребята едут на патрулирование, в машине — водитель и старший с пистолетами, третий боец имеет автомат".
Однако юристы призывают не трактовать батальоны как составляющую часть МВД или Минобороны: они лишь воюют в зоне АТО. "Солдаты добровольческих батальонов вообще не могут отлучаться со своего поста, брать с собой оружие без приказа командиров. Тем более им запрещено заходить с этим оружием в черту любого города, который не относится к зоне АТО, — пояснил юрист и правозащитник Эдуард Багиров. — Исключение — для процедуры конвоирования задержанных при письменном поручении прокурора или представителей следствия СБУ/МВД".
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: