|
Претензии, которые российская сторона в последние несколько дней, высказывала в адрес продукции украинской компании "Рошен", многие оценивают не иначе, как предупреждение Украине, которая все пристальнее смотрит в сторону Евросоюза - в ожидании подписания Соглашения об Ассоциации и оформления Зоны свободной торговли с ЕС, и все больше отворачивает свой взгляд от Таможенного союза. При этом не сложно спрогнозировать, что будет после того, как страны ЕС таки дадут "добро" на подписание в ноябре 2013 года Соглашения с Украиной. В Кремле, по мнению экспертов, это однозначно воспримут как большое геополитическое поражение, и усилят торгово-экономическое противостояние с Украиной. Так что прогноз экспертов пессимистичен: Украине нужно готовиться к активизации "боевых действий" на экономическом фронте, на фоне которых сырные и кондитерские запреты будут казаться мелкими ударами. Один из главных ударов может быть направлен на украинский аграрный сектор. Спровоцирована может быть и очередная "газовая война". Тем более, что формальный повод для ее развязывания найти будет не так уж и сложно. Скажем, проблемы с заполнением газом украинских подземных хранилищ, от чего напрямую зависит стабильность поставок российского газа в Европу. А проблемы тут есть и несколько недель назад российская сторона уже проводила своеобразную "разведку боем", требуя от Украины активизировать процесс закачивания газа в подземных хранилища.
Насколько сложно будет Украине решить эту проблему и насколько выгоден будет России очередной газовый кризис - об этом в экспертной оценке Валентина Землянского.
"Надо понимать, что украинская газотранспортная система строились, как целостный комплекс, еще во времена Советского Союза. И украинские подземные хранилища газа рассматривались именно как средство для обеспечения транзита тогда советского газа в страны Западной Европы. При разделении государств украинские газовые хранилища продолжали использоваться уже Российской Федерацией, а именно "Газпромом" - за что "Газпром" в свое время рассчитывался сначала газом, а потом деньгами. Эта ситуация была изменена после первого конфликта 2005-2006 года - тогда Украина начала закачивать газ в подземные хранилища за собственные деньги. Таким образом, обеспечение транзита российского газа в осенне-зимний период было положено на Украину - на НАК "Нафтогаз Украины", на "Укртрансгаз" - то есть Украина должна за свой счет закачивать в подземные хранилища не менее 16 млрд куб м газа.
Что происходит сейчас? Ситуация достаточно сложная. С одной стороны, стоимость газа превышает разумные рамки. И Украина неоднократно заявляла России о том, что не в состоянии закупать объемы газа, которые предусмотрены контрактом по такой цене. Для НАК "Нафтогаз Украины" в сегодняшней ситуации несколько миллиардов долларов еще надо где-то взять - или позаимствовать в банках, или получить за счет выпуска ОВГЗ, а это достаточно трудно на сегодня. С другой стороны, есть проблема в том, что, если не будет достаточного количества газа, то украинская газотранспортная система технологически не сможет выполнить те обязательства, которые на нее возложены, т.е. обеспечить необходимые объемы транзита российского газа в пиковые периоды, когда станет достаточно холодно в Западной Европе. Для этого нужно, напомню, не менее 16 млрд кубометров газа. На сегодня Украина планирует, что в подземных газовых хранилищах будет 14 млрд. кубометров газа.
Это, безусловно, является определенной проблемой. И не исключено, что "Газпром" воспользуется такой ситуацией, чтобы спровоцировать очередной газовый кризис. У "Газпрома" есть серьезные проблемы в Европе и ему определенным образом нужно стимулировать европейских руководителей в отношении пересмотра европейского законодательства, а именно Третьего энергопакета, поскольку "Газпром" не может полностью развернуть реализацию газа на европейском рынке через действие именно этого Третьего энергопакета, который не позволяет "Газпрому" полностью использовать европейскую газовую инфраструктуру.
Провоцируя очередной кризис, не исключено, что именно зимой "Газпром" будет решать несколько задач. Во-первых, он поднимет ценностную стоимость Северного потока, поскольку предложит Европе те объемы газа, которые не будут проходить через Украину, пропустить Северным потоком. То есть таким образом, по логике "Газпрома" надо, чтобы действие Третьего энергопакета не распространялось на этот проект, на отводы Северного потока уже на западноевропейской территории. Сейчас это проблема для "Газпрома". То есть в данном случае дискредитация Украины как ненадежного транзитера будет использована в качестве еще одного дополнительного рычага, дополнительного аргумента в переговорах по дальнейшему расширению Северного потока. А еще это будет дополнительный аргумент для европейских инвесторов строительства Южного потока, которые начали сомневаться относительно целесообразности реализации проекта Южного потока. Все больше в последнее время звучит заявлений о том, что стоимость Южного потока постоянно растет в странах, участвующих в его реализации. Причем речь идет еще даже не о морской части, а о его участке на суше.
Таким образом, "Газпром" будет иметь возможность увеличить свое присутствие на европейском газовом рынке, а также заставить Украину наконец-то пойти на те договоренности, те соглашения, которые ей предлагаются, а именно - создание двустороннего консорциума, приватизации украинской газотранспортной системы и вступление Украины в Таможенный союз. Таким образом, я не исключаю, что уже этой зимой перед Украиной встанет достаточно нелегкий выбор, поскольку Европа, выбирая между поддержкой Украины и теплом в собственных домах, безусловно, выберет тепло."
С.Сидорин, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: