КИЕВ
22:11
Брюссель
21:11
Москва
23:11
Среда, 24 апреля 2024

Новости



Националист - это звучит гордо. И не только в Украине

26 февраля, 16:35  Политическая  Украина

"Уточните значение слов и вы освободите человечество от половины споров" , - советовал французский философ Рене Декарт. И сейчас именно то время, когда очень важно уточнить значение некоторых слов и понятий.
На днях представитель Украинской православной церкви, протоиерей Георгий Коваленко призвал россиян не называть граждан Украины "фашистами, бандеровцами, нацистами", отметив, что в Украине "нет борьбы против русских, русскоязычных или канонической церкви", как пишут российские средства массовой информации. Да что там россияне. Среди украинских граждан тоже немало тех, в чьем лексиконе также, к сожалению, присутствуют эти слова, которыми они "награждают" своих соотечественников, и не только из Западной Украины. Поэтому сейчас, когда так часто - и не только при посредничестве средств массовой информации, но и на улицах - можно услышать слова "фашизм, нацизм, шовинизм, национализм", уместно будет выяснить - а что же означают эти слова-понятия, и насколько обоснованно они звучат сейчас.
С предложением помочь выяснить это наш корреспондент обратился к историку, этносоциологу, кандидату исторических наук, председателю Всеукраинского научного гуманитарного общества Кириллу Галушко.

- Термины "фашизм, нацизм, национализм" - это политические понятия. Если вспомнить советские времена, то тогда национализм существовал только украинский. Тогда говорили "украинский буржуазный национализм". И даже просто говорить об этом было опасно. Так что это такое - национализм?

- В общественных науках сейчас есть два определения национализма. По обеим этим определениям, национализм - это такое мировоззрение, когда люди интерпретируют то, что происходит в мире и собственном государстве, с точки зрения интересов нации.

А дальше все уже зависит от того, что считается нацией. Если брать мировые правовые стандарты, то нация - это суверенное сообщество граждан определенного государства. Поэтому у нас есть такая организация, как Организация Объединенных Наций. И есть еще нация этнического характера, то есть сообщество кровнородственных людей. Таким образом, разница между двумя определениями "нации" в том, что в одном случае речь идет о просто гражданах Украины независимо от этнического происхождения, конфессий и т.д., а в другом - это этнические украинцы. То есть, повторю, в зависимости от того, что мы считаем нацией, определять надо и национализм.

- А почему сегодня так часто можно услышать, как в слова "национализм", "националист" вкладывается отрицательный смысл?

- Это советская традиция, к которой привыкли за три поколения. Раньше говорили - "зоологический национализм", "буржуазный национализм", который "направлен на раскол рабочего класса, на распространение вражды между народами". На самом деле, если у нас есть Организация Объединенных Наций, то националистами, прежде всего, можно считать тех, кто там сидит.

Нация и национализм - это нейтральная вещь. А все зависит от того, как это воплощается на практике. Человек может быть просто умеренным, конструктивным патриотом, который хочет блага для всех. А может быть, например, Гитлером. И то, и то подпадает под национализм, но это очень разные воплощения.

- Вы являетесь автором книги "Украинский национализм - ликбез для русских". Почему такая адресность?

- Дело в том, что люди, которые у нас читают в основном на русском языке, они не имеют адекватной, более или менее объективной или хотя бы альтернативной информации об украинских национальных движениях и о том, как Украина шла к своей независимости. К тому же, эти люди пользуются преимущественно российскими источниками, где все это мифологизируется и перевирается.

Я в книге проследил - как формировалось украинство, как возникла украинская идея, на чем она основана. А основывалась она не на национализме в негативном каком-то смысле, а на чувстве собственного достоинства и стремлении к свободе. Это было обычно демократическое, либеральное движение, и оно становилось радикальным и жестким, когда чувствовало к себе соответствующее отношение различных властей.

- А каков украинский национализм сегодня?

- На самом деле, если мы будем смотреть на него объективно, как на нейтральное явление, когда люди выступают в защиту интересов собственной гражданской нации, то оно не имеет единого лица. Это не ВО "Свобода", это не Правый сектор. Это просто все люди, каких-либо политических ориентаций, которые говорят на любом языке , которые объединились ради защиты собственных прав и свобод. Это опять же важна традиция украинского национального движения.

- А что Вы скажете о российском президенте Владимире Путина с его националистической политикой? Россияне в этом видят позитив.

- Вы знаете, россияне настолько привыкли к такому имперскому видению мира, соседей, братьев-словян, что для них единственный плохой национализм - это украинский. А то, что есть у них они не считают национализмом. Хотя то, что есть у них, на самом деле является национализмом. Причем этот русский национализм мало чем отличается от радикальных форм украинского национализма. Но они это считают нормальным, поскольку это для россиян. То есть россияне могут себе такое позволить, а украинцы, выходит, нет.

- Предлагаю теперь сосредоточиться на определении таких понятий, как "фашизм", "нацизм". Фашизм определяется как форма правления и радикальная, авторитарная, империалистическая, националистическая идеология. При чем, нация рассматривается, как средство, орудие применения силы в отношении других наций. При этом, устремления фашизма есть больше экспансионистскими, чем направленными на внутреннее бытие нации.

- Говоря о фашизме, мы часто забываем, что это феномен межвоенного периода, когда смешивались между собой различные радикальные движения. Когда одни страны выиграли в войне, а другие - проиграли. И была целая куча вооруженных людей, которые были этим недовольны и хотели это изменить.

То есть надо различать, во-первых, фашизм и нацизм. Потому, что нацизм гитлеровский он основывался на расовой доктрине, на чистоте арийской расы. То есть он может быть и радикальным национализмом, и экспансией, и тоталитарным режимом, но, прежде всего, это расизм. Это нацизм. А фашизм он банально напоминает радикальные формы национализма, но фашизм опять же направлен на экспансию, внешнюю войну.

- А если говорить о различиях между национализмом и нацизмом.

- Национализм - он может быть гражданским, демократическим, либеральным, а нацизм - это жесткая, тоталитарная диктатура, основанная на идеологии расовой превосходства.

Вообще, у нас после Второй мировой войны в пропаганде все смешалось и стало просто ярлыком, когда, если тебе кто-то не нравится и его взгляды несколько отличаются от твоих, его можно называть "фашистом", "нацистом". И это стало клеймом, которое трудно смыть. При этом никто не задумывался над тем, насколько это касается того феномена, который был в 30-40 годы прошлого столетия.

Н.Гусарова, ЧасUA

Версия для печати








Обзор сети

Разместить рекламу