|
Еще год назад один из главных вопросов, на который хотелось получить ответ тем, кто следит за развитием ситуации вокруг Донбасса, звучал приблизительно так: "Возможно ли возобновление Россией активных боевых действий?". Ныне его актуальность снизилась, хотя и не исчезла полностью. В то же время многих сейчас очень интересует: "Снимут ли и когда санкции с России?" и "Начнется ли выполение политической части Минских соглашений?". Эти вопросы можно и несколько перефразировать, привязав их к действиям Украины: "Что делать Украине, если санкции с России начнут снимать?" и "Что делать Украине с политическими пунктами Минских соглашений?". Если попробовать обобщить, то на общий вопрос "Что делать" может быть три варианта ответа: обороняться, отступать или нападать. Правда, перед подобными действиями стоит еще оценить ситуацию.
Оценка
Призыв французских депутатов, адресованный своему правительству, заняться постепенным смягчением санкций против России - это не свидетельство того, что уже через три недели санкции ЕС будут частично сняты. Но это уже очень четкий сигнал, что соответствующий процесс вот-вот начнется. И произойти это может не в декабре, а уже в сентябре. Если брать во внимание, что очередное - ожидаемое, но еще неутвержденное лидерами ЕС - продление санкций ограничится не шестимесячныым, как ожидается, а трехмесячным сроком, что тоже является предметом обсуждения.
Вопрос антироссийских санкций увязан, как известно, с выполнением Минских соглашений. Точнее, с их невыполнением Россией. И, судя по всему, ныне приближается тот момент, когда доказывать это невыполнения нужно будет с "фактами в руках". При этом фактов, зафиксированных на линии разграничения на Донбассе может не хватить. Зарубежные посредники из состава "нормандской четверки" могут все более настойчиво требовать от Украины более весовых "политических" аргументов в виде, к примеру, закона о местных выборах на Донбассе или же зафиксированной в Конституции готовности законодательно оформить особенности самоуправления в отдельных районах Донбасса. Чтобы в сравнении показать - кто и как выполняет Минские соглашения.
К тому же, как напоминает политолог Вадим Карасев, "Минские соглашения должны быть выполнены еще до конца этого года. И на этом дедлайне настаивают все - и американская администрация, которая хочет, чтобы Обама сдал власть преемнику уже с реализованными минскими соглашениями, и партнеры Украины по "нормандскому формату" - руководители Франции и Германии". У них, кстати, впереди тоже выборы и им очень нужен хоть какой-то мир на востоке Украины. Так что, самое время украиской власти задуматься над тем - "что делать?". Варианты есть.
Оборона
Оборонительная тактика, в данном случае, диктует необходимость удерживать нынешние позиции. И касается это, в первую очередь, не украинских военных на Донбассе, а украинских политиков в Киеве. Если по-простому, то "обороняться" для украинской власти означает - ничего по-сути не менять, держать оборону на востоке, не поддаваться на провокации, воздерживаться от взрывоопасных политических действий и одновременно обращать внимание всех заинтересованных стран на то, что именно Россия не выполняет Минские соглашения. Ведь главная задача такой обороны - это максимально длительное сохранение санкций против России.
С выполнением этой непростой задачи, думаю, связан и последний призыв, адресованный наблюдателям миссии ОБСЕ - не просто фиксировать факты обстрелов, а указывать - кто именно стреляет и соответственно нарушает Минские соглашения. Ну и еще при этом нужно надеяться, что у Евросоюза хватит мудрости не предавать свои принципы, а у друзей Украины в Европе хватит сил и авторитета удержать "сомневающихся" от искушения "помириться" с Россией.
А вот политолог Тарас Загородний еще очень надеется на помощь нового президента США. "Можно сказать с уверенностью, что санкции сейчас будут продолжены. А дальше посмотрим, - говорит эксперт. Весь мир и Украина, в частности, ожидает - как закончатся выборы в Соединенных Штатах Америки осенью этого года и станет понятно - какой будет политика нового президента. Скорее всего, по мнению политолога, она будет более жесткой. Пока же, по его словам, Украине нужно тянуть время и... смотреть как рушится экономика России. А еще необходимо постоянно показывать и доказывать миру, что Россия не выполняет Минские соглашения. Тогда не будет оснований даже у европейских стран смягчать санкции", - убежден Т.Загородний.
Правда, со сроками обновления власти в США небольшая проблема. Выборы там осенью, новый президент погрузится в работу ближе к весне. Так что, "друзья" России в Европе могут воспользоваться моментом, чтобы сделать пару шагов на встречу Путину.
Отступление
Украинских военных на Донбассе это опять-таки никак не касается. Приказ "отступать" никто не осмелится им дать. "Отступить" может попробовать украинская власть в Киеве. Да и то, под жестким давлением официальных и неофициальных гарантов Минского процесса.
Ведь Минские соглашения, по их убеждению и настроению, должны быть выполнены еще до конца этого года. И, по мнению некоторых экспертов, уже появились первые признаки подготовки отступления с ныне удерживаемых политических позиций. Осуществляться это отступление может, скажем, в направлении принятия закона о местных выборах на Донбассе или в направлении закрепления в Конституции положения о законодательном оформлении особенностей самоуправления в отдельных районах Донбасса. Соответствующая подготовка уже проведена. Доверенные люди президента давно уже получили задание разработать проект закона о местных выборах на Донбассе. А изменения в Конституцию в части децентрализации, где нашлось место и для особенностей самоуправления на Донбассе, ожидают решающего голосования в парламенте.
Правда, партнеры по коалиции фракции Блока Петра Порошенко из "Народного фронта" уже начали высказываться за то, чтобы изменения в Конституцию в части децентрализации вносились отдельно от тех изменений, которые касаются особенностей самоуправления на Донбассе. А Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий даже поручил уже отыскать механизм выхода из этой коллизии, признав при этом, что пункт, касающийся особенностей местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, не имеет отношения к реформе по децентрализации, и уже привел к очень глубокой политической дискуссии как в Верховной Раде, так и в обществе.
Так что, добиться от парламента результата в этом вопросе будет намного сложнеее, нежели в продвижении судебной реформы. Хотя попытка возможно и будет сделана. Ведь с этой частью конституционных изменений нужно разобраться еще на этой парламентской сессии. Политолог Вадим Карасев, к примеру, не исключает, что для этого сессию пока закрывать не будут. А для резонансного голосования выберут время где-то летом.
Вадим Карасев также обращает внимание и на некоторые другие признаки, которые косвенно могут свидетельствовать о подготовке к принятию подобных полтически "взрывоопасных" решений. По словам эксперта, в подобных ситуациях "у президента очень ограничен маневр, ведь любое решение по Донбассу всегда наталкивается на реакцию оппонентов. И поэтому, как считает политолог, совсем не случайно, скажем, о возможности прямых переговоров с представителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР заговорила Надежда Савченко, которая является национальным героем - и статусным, и общественным. Ведь она может сказать сейчас то, что не могут по политико-тактическим или кон"юнктурным соображениям сказать Порошенко и другие топовые политики. Если же это говорит Савченко, то тогда общество начинает по меньшей мере задумываться - а может в том, что она говорит есть какая-то правда, может это как раз путь для того, чтобы выйти из этого минского тупика", считает эксперт.
Логично предположить, что подобное обсуждение коснется и других резонансных тем. Хотя нельзя исключать и того, что такое "обсуждение" этих тем только обсуждением и ограничиться. А еще осознанием того, что в парламенте не найти нужного для принятия количества голосов, а попытка поиска в сессионном зале может закончиться для инициаторов с точки зрения внутриполитической перспективы очень плохо. И власть перехватят те, кто готов наступать. И не только на словах.
Наступление
Тех, кто как должное воспринял бы приказ "наступать", немало и на Донбассе, и вцелом в Украине. Но пока против России "воюют" санкции и действуют Минские соглашения такой приказ Верховный Главнокомандующий навряд ли издаст.
Но что, если Европа даст "системный збой" и заметно "смягчит" свое отношение к России. В этом случае, думаю, можно пофантазировать на тему, скажем, выхода Украины с Минских соглашений. Правда, желающих сказать Минску "прощай" и сейчас хватает.
Именно для критиков Минских соглашений политолог Вадим Карасев напоминает, что "минский формат, чтобы кто ни говорил о нем, на сегодня является компромиссным и вокруг него есть консенсус между США, ЕС, участниками Нормандской четверки". Более того, как считает, эксперт, "если мы по своей инициативе выйдем из Минского формата, то это решение будет на руку Российской Федерации, которая тогда сможет делать то, что посчитает нужным. Политолог допускает, что выход с Минского формата даже может стать прелюдией к развязыванию большой войны с непредсказуемыми последствиями.
Хотя тогда над Россией снова нависнет реальная угроза максимального ужесточения санкций. Правда, если Европа вместе с Соединенными Штатами не погрязнет в дискуссии относительно того, что было определяющим - "провокация выходом с договоренностей со стороны Украины" или же "очередное силовое принуждение к миру со стороны России". Новый президент США тогда уже точно сможет сказать свое полновесное слово.
Что в "сухом" остатке?
Нужно признать, что санкции против России будут отменены. Конечно, не сразу и не все. Больше того, они будут отменяться в результате как выполнения Минских соглашений - что логично, так и невыполнения - что тоже логично, поскольку конфликт тогда перейдет в стадию "полной заморозки", а сами Минские соглашения, к которым привязаны санкции, по причине не надобности перестанут дейстовать. Правда, есть вероятность, что тогда на смену Минским придут какие-то, скажем, Женевские соглашения - с новыми условиями и обязательствами.
Нельзя исключать и того, что как в случае "разморозки" оккупированного Донбасса, так и в случае его "заморозки", украинская власть окажется перед необходимостью обратиться к народу за советом. И тогда, на референдуме, украинский народ возможно и подскажет украинской власти "что делать" дальше - обороняться, отступать или все же наступать.
С.Фисюн, для ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: