|
В Украину возвратилась надежда. В эту фразу, которую на текущей неделе довелось слышать не один раз, многие украинцы вкладывали гораздо больше, чем просто возвращение в Украину Надежды Савченко. При этом украинцы не только отдавали должное героизму, стойкости, патриотизму украинской женщины-воина. Примеряя на нее должности министра, военачальника, партийного лидера или даже президента они видели или очень хотели видеть в Надежде Савченко то, чего не видят в нынешних государственных деятелях, чиновниках и политиках. И это - для них - может и должно стать и стимулом, и ориентиром.
Катализатор по имени Надежда
Если оставить за кадром повышенную эмоциональность и категоричность Надежды Савченко, что в определенной степени можно объяснить хотя бы тем, где и как она вынуждена была провести последние более 700 суток, то эти несколько первых дней на Родине Надежда вела себя, как довольно-таки рассудительный политик. Для которого, к примеру, более чем логично полагаться прежде всего на волю людей, которые имеют полное право позвать ее и на лидерство в партии, а даже на президентство.
С ближайшими намерениями тоже все более чем логично. Как было заявлено, в парламенте депутат Надежда Савченко намерена заниматься вопросами армии в рамках соответствующего комитета или какой-то специальной комиссии, а вне парламента - в рамках международного комитета - освобождением оккупированных территорий и политзаключенных. Тем более, что многие зарубежные деятели готовы и встретиться с ней, и прислушаться к ее словам.
Единственная проблема, чтобы времени на все хватило. И, в первую очередь, на работу в парламенте. К ней Надежда Савченко планирует приступить уже со следующей недели. Ну, а ее слова о двух годах прогулов можно воспринять и как обещание впредь не прогуливать, и как упрек тем депутатам с АТО, которые этим злоупотребляли последние полтора года.
Ответила новый депутат и тем, кто прогнозировал с ее появлением какое-то противостояние во фракции "Батькивщина" или попытки переманить ее в другую партию или на госслужбу. Надежда Савченко объяснила, что она не перебежчик, что остается в команде "Батькивщины" и благодарит партийцев за то, что взяли ее в партию, когда сидела в тюрьме. Если же что-то не будет устраивать в коллегах, то она готова и говорить, и учиться - то есть опыта набираться, и бороться вместе.
Ну а дальше, видимо, уже как логика этой борьбы подскажет. И заявления о том, что "Верховная Рада будет состоять из достойных людей" и что "герои будут в Верховной Раде", можно воспринимать и как тезис из будущей политической программы. Тем более, что это будет, по словам Надежды Савченко, "на зависть российской Думе" и, главное, "во славу Украины".
Как считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, "Надежда Савченко может быть катализатором, который ускорит объективные политические процессы, развивающиеся в стране". По мнению политолога, "ее проукраинская, прогосударственных позиция навряд ли может в тот или иной способ противостоять президенту Украины. Это скорее может в той или иной степени корректировать определенные действия и президента, и других политиков, которые пока не показали нам то новое качество политики, которого от них ожидали".
Головная боль по имени Надежда
Решающими в вопросе освобождения Надежды Савченко из российского плена стали последние переговоры лидеров стран "нормандского формата". Президент Франции Франсуа Олланд, который подтвердил это, назвал обмен украинки на российских спецназовцев "важным шагом в реализации Минских договоренностей, которое должно произойти как можно быстрее".
И такая оценка, думаю, для кое-кого тоже стала дополнительным поводом, чтобы поискать ответ на вопрос - а какой на самом деле была цена освобождения. Вынуждена ли была украинская сторона чем-то поступиться в рамках выполнения тех же Минских соглашений.
Позиция украинской власти, по крайней мере, официальная и публичная, за эту неделю никак не изменилась. Что и подтвердил в субботу, выступая по случаю Дня пограничника, президент Украины Петр Порошенко. Он напомнил, что Минские договоренности четко предусматривают вывод оккупационных войск со всей украинской территории, восстановление украинского контроля над государственной границей, введение международной вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, которая для контроля за выполнением станет на линии соприкосновения, возьмет под охрану до выведения в Россию складов отведенного вооружения и поставит на всех пунктах пропуска свои постоянно действующие патрули для того, чтобы исключить поставки новых подразделений российских войск, амуниции, вооружения, возвращение наемных боевиков. И только после этого, по словам президента, "согласно украинскому законодательству, с международными наблюдателями при участии украинских партий, кандидатов, при твердых мерах безопасности, с допуском украинских средств агитации и массовой информации, будут проведены выборы, которые будут соответствовать международным стандартам ОБСЕ. "Никакого другого сценария, подчеркнул президент, не будет".
Так почему же в таком случае Путин согласился на обмен? По мнению политолога Олеси Яхно, "в конце концов, для России стало понятно, что, во-первых, антироссийские санкции будут продолжены и вопрос Савченко не может быть элементом шантажа. Во-вторых, сыграло свою роль осознание в Кремле, что именно продление пребывания Надежды Савченко в заключении в Российской Федерации уже не добавляет козырей самой России. То есть, обменять на что-то не получится. И это не ослабит давления на Российскую Федерацию. А продолжать оставлять у себя Надежду Савченко, когда существует риск для здоровья самой Надежды - это могло бы иметь последствия имиджевые очень плохие." К тому же, напоминает политолог, на каждой международной встрече вопрос Надежды Савченко был, если не первым, то точно среди важнейших. По мнению О.Яхно, и на нынешнем саммите Большой семерки, если бы не было освобождения Надежды Савченко, опять же прозвучал бы во весь голос вопрос о ее освобождении. Поэтому в Кремле поняли, что вариант ее освобождения менее вреден для России с точки зрения имиджевых потерь, нежели возможные потери России в случае ее неосвобождения. А еще, как считает эксперт, уступка Кремля по Савченко возможно была мотивирована и желанием продемонстрировать мировым лидерам хоть какую договороспособность Путина.
При этом, в Кремле, судя по всему, думали уже не о том решении по санкциям ЕС, которое должно быть принято в июне - с ним все понято, а о том, которое будет где-то ближе к концу этого года, когда будет решаться - продолжать санкции против России на 2017-й год или нет. Следующий год обещает быть особенно трудным и для российской экономики в целом и для российских банков, в частности. Без возможности перекредитоваться за рубежом им очень сложно будет рассчитаться с долгами.
С.Фисюн, для ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: