|
Процесс - все, результат - ничто. По крайней мере, пока. Именно так можно оценить процесс перезагрузки украинского правительства, который выявил немало, прежде всего, "минусов" - и отдельных политиков, и целых политических сил, и тех средств и методов, которыми они пользуются. Что же касается результата, то таким все же уместнее было бы считать не само голосование за состав правительства, а первые результаты его работы.
Театр политического абсурда
Процесс перезагрузки правительства, наполненный почти шекспировскими страстями и различными драматургическими линиями, многие уже не один раз сравнили с театром и особенно тем его направлением, которое называется "театром абсурда". По крайней мере, нескольким подобным "свежим" сюжетам уже гарантировано место в украинской политической истории.
Как не вспомнить, к примеру, о неудовлетворительной оценке, которую поставили правительству в феврале, и так и не подкрепили в тот же день решением об отставке, а на этой неделе вообще отменили. Иначе премьер будто бы не соглашался уходить в отставку.
Вряд ли забудется и то, как долго Арсения Яценюка уговаривали уйти с должности, настойчиво объясняя, что уже нет доверия к его правительству. На этой неделе он наконец-то ушел, но без ответственности за сделанное и несделанное, под аплодисменты части депутатов и с надеждой на возвращение.
Припоминать будут многие и то, как долго, противоречиво, и тайно продолжался процесс согласования кандидатур премьера и членов нового правительства. При этом результат, учитывая почти полное отсутствие в правительстве технократов-реформаторов и просто ярких личностей, а также наличие нескольких дополнительных правительственных должностей, как свидетельство неумения договариваться, многих разочаровал. И потому, что есть подозрения в политической заангажированности чиновников, и потому, что есть опасения, что однопрофильные вице-премьеры и министры могут несработаться.
Дополнили перечень маленьких и больших парадоксов и те голосования, которые состоялись в четверг. И то, где в один пакет, недоверчивые участники коалиции объединили отставку старого премьера, назначение нового, а еще отмену решения о признании неудовлетворительной работы правительства, и то, где поддержку новому правительству выразили всего лишь 206 членов обновленной коалиции, которых своими голосами поддержали члены так называемых олигархических фракций. Что красноречиво подсказало и цену такой коалиции, и ту цену, которую новому правительству возможно придется платить за последующие решения в стенах этого парламента и вне их.
Через тернии... к терниям
Уже первое принципиально важное для нового правительства голосование - за программу его деятельности - лучше любых прогнозов показало, на что может рассчитывать нынешнее правительство в этом парламенте.
Первая попытка принять правительственную программу оказалась неудачной. Но новый спикер Андрей Парубий, который, судя по всему, неплохо усвоил опыт своих предшественников, постоянно прибегавших к повторным голосованиям, обеспечил для правительства и вторую, и третью попытки. И собственно нужный - в виде одобрения программы и годового иммунитета от отставки - результат.
Но вряд ли кто-то может гарантировать подобную лояльность спикера, как и членов правительства от "Народного фронта", если в какой-то момент интересы и задачи их фракции и партии войдут в конфликт с интересами и задачами коллег по коалиции из президентской фракции и партии. И тогда уже вряд ли кто-то обеспечит нужный результат.
Хотя может все и обойдется. И правительство слаженно заработает вместе с коалицией и президентом. Собственно, то, что у этого правительства, или, по крайней мере, премьера не должно быть проблем с президентом, представляется очевидным. И то обстоятельство, что Владимир Гройсман еще за день до голосования за новое правительство угрожал отказом от должности, вряд ли эту очевидность может подвергнуть сомнению. Скорее это была его логичная реакция на то, что некоторые участники процесса формирования правительства несколько "заигрались" в желании навязать "своих" кандидатов. А некоторые политтехнологи поспешили использовать этот демарш для того, чтобы прорекламировать независимость нового премьера перед западными партнерами, которым не очень нравится однокомандность премьера и президента. Но этот условный негатив может превратиться и в позитив, поскольку у премьера и президента теперь и ответственность одна на двоих, что тоже неплохой стимул для работы.
Еще один условный "минус", который может трансформироваться в такой же "плюс" - это отсутствие каких-либо завышенных ожиданий от нового правительства. А потому - даже маленький успех на таком фоне может иметь большой эффект.
Те же кто, говорит о том, что в этом правительстве и технократы в дефиците, и ярких личностей мало, могут снова вспомнить об обещании Владимира Гройсмана "показать, что такое управление государством". И воспринять его не как, скажем, нескромность, а как реальное осознание новым премьером своих сил и новых возможностей, а также того факта, что это для него уникальный шанс проявить себя. На благо Украины, конечно же.
Испытания делом
Перед тем, как пообещать "показать, что такое управление государством", Владимир Гройсман высказался по поводу настоящей цены слов и дел в момент, "когда страна требует очень четких и правильных решений". Возможность продемонстрировать такие действия и решения у нового премьера уже будет в ближайшие дни.
К примеру, утверждения Кабинетом министров ожидает уже определенный по итогам конкурсного отбора новый руководитель "Укрпочты". А это предприятие до последнего момента, как известно, возглавлял человек, скажем так, "с винницкими корнями". Так что, искушение пересмотреть результаты конкурса может появиться. Или не появиться. А еще есть "Укрзализныця". Ей тоже на конкурсе уже подобрали нового руководителя, который может легко разрушить старые схемы. А впереди назначения и на другие госпредприятия. И вообще много разного еще впереди.
Скажем, возобновлять сотрудничество с МВФ нужно, которое глава государства назвал "императивной и безальтернативной необходимостью". Кстати, в МВФ уже выразили готовность продолжить сотрудничество с новым правительством Украины. Правда, вот появление новых переговорщиков от Украины и то, что не все они говорят на одном с кредиторами языке, может осложнить такое сотрудничество и общение. И не только это может усложнить.
Вот и новый министр энергетики, формулируя свою версию первоочередных задач правительства, на радость простым потребителям, но не МВФ, который ратует за "рыночные" тарифы, заявил фактически накануне запланированого на 1 мая очередного повышения, что нужно "думать о том, как не повысить тарифы на тепло для населения". Такой вот вечный для украиснких министров выбор - кого слушать - советы МВФ или все же стоны своего народа.
С.Васин, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: