КИЕВ
14:18
Брюссель
13:18
Москва
15:18
Пятница, 22 ноября 2024

Новости



Закон об амнистии - преступление или наказание?

13 февраля, 17:00  Политическая  Украина

Законодательство нашей страны обогатилось за последние два месяца аж тремя законами об амнистии. Но ни первый, ни второй, ни третий закон не сделали наше государство более справедливым, честным, демократическим и правовым.

Своим - все

Печерский районный суд Киева на днях закрыл уголовное производство относительно бывшего глави КГГА Александра Попова, экс-заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича и экс-начальника столичной милиции Валерия Коряка. Напомним, что их дела рассматривались в связи с событиями на Майдане Независимости в ночь на 30 ноября. Официальное представительство столичной прокуратуры при этом объяснило: "Производство в отношении Попова, Сивковича, Коряка и других лиц, подпадающих под действие Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний", было закрыто решением суда".

Конечно же, это решение ни у кого не вызвало удивления. Скорее - сожаление. Что власть все еще не хочет делать нужных выводов, упрямо игнорируя требования Майдана. А сами эти прекращенные дела в очередной раз показали всю ущербность существующей системы, в которой принадлежность к "своим" может освободить от любой ответственности.

И моральность тут ни к чему. Ведь закон есть. Целых три закона об амнистии. Напомним, первый закон - это декабрь 2013 года - освобождает от ответственности участников массовых акций протеста и является скорее декларацией, так как не был подкреплён инструментарием и не предполагал чётких механизмов. Он был скорее политическим, чем правовым документом. Второй закон об амнистировании от 16 января 2014 года был дополнением и корректировкой к первому и предусматривал уже возможность освобождения представителей обеих сторон противостояния. Недавно проголосованный третий закон, датированный 29 января 2014 года и автором которого выступает Юрий Мирошниченко, касался, в первую очередь, событий последовавших после 19 января и ставил освобождение задержаных в зависимость от освобождения административных зданий и помещений органов самоуправления.

Вышеперечисленные освобождённые лица подпадают под амнистирование по второму закону. В связи с этим, учитывая сегодняшние события, возникает целый ряд вопросов. Во-первых, амнистировать можно только виновного в преступлении. Значит ли это, что вина всё-таки закрепляется за ними? Если же нет, то будет ли новое расследование по факту событий в ночь на 30 ноября? Во-вторых, какая дальнейшая судьба амнистированных, а значит автоматически виновных? Вернутся ли они в чиновничьи кресла? Возможность ответить на эти вопросы еще будет и у власти нынешней, и у власти новой.

Но вот как просто объясняет освобождение своих коллег Юрий Мирошниченко: "Исходя из квалификации, если это была пытка, убийство или похищение людей, то эти люди не подпадают (под действие закона "Об амнистии" - ред.), независимо от того, был ли это первый, второй или третий закон. Но, если это были решения, которые не предусматривают пыток, убийств и похищения, то такие действия подпадают под закон. А вот уже квалификация будет применяться, исходя из этих материалов следствия, которое проводит ГПУ". Другими словами, в Украине действует законодательная система, позволяющая применять силу к гражданам, доходящую до высших пределов. Хорошо, что хоть включили в список "неамнистируемых" убийство, пытки и похищение.

Чужим - закон

Третий закон об амнистии, который ныне игнорируется Майданом, не желающим менять "заложников на здания", и в тоже время активно привозносится представителями власти, был принят вразрез с требованиями оппозиции. Он не прошёл процедуры обсуждения парламентариями и был проголосован сразу в целом. За него были отданы голоса регионалов и коммунистов. Законопроект набрал 232 голоса, при 226 необходимых. Там же прописан и 15-дневный срок, который дала власть на освобождение всех административных зданий. И прокуратура ныне не устает напоминать, что 17 февраля - конечный срок выполнения условий, при которых будут освобождены от уголовной ответственности участники акций протеста. Значит, время почти вышло.

Хотя дело не только во времени. Сам закон – неточен и даже опасен для граждан, поэтому удивляться, что его не выполняет Майдан не стоит. Так, статья первая закона об амнистии гласит: "Освободить от уголовной ответственности в порядке и на условиях, определенных этим Законом, лиц, являющихся подозреваемыми или обвиняемыми (подсудимыми) в совершении в период с 27 декабря 2013 года по день вступления в силу настоящего Закона, включая преступления, предусмотренные статьями 109, 1101, 161, 194, 259, 279, 293, 294, 295, 296, 341, 342, 343, 344, 345, 346, 347, 348, 350, 351, 352, 376, 377, 382, 386 Уголовного кодекса Украины, при условии, что эти преступления связаны с массовыми акциями протеста, которые начались 21 ноября 2013 года, и закрыть соответствующие уголовные производства".
 
И тут сразу возникает целый ряд вопросов. Во-первых, закон предписывает закрыть заблаговременно уголовное производство. Это означает, что точной формулировки - виновен протестующий или нет - не существует. Но учитывая тот факт, что в статье фигурирует слово "ответственность", можно говорить, что невиновность евромайдановцев закон ставит под большое сомнение.

Во-вторых, ограничение периода с 27 декабря по день вступления в силу закона - 2 февраля влечёт за собой то, что те протестующие, которые были задержаны в ноябре или после даты вступления в силу закона, под амнистию не подпадают.

В-третьих, привязка, которая гласит, что амнистия будет предоставляться только тем, кто участвовал в массовых акциях протеста, чётко не определяет территорию протеста. И оставляет поле для различных трактовок, зависящих от места, времени, формы и сути протестов. Так что, говорить о невыполнении закона, который неточен и угрожает безопасности населения - кощунственно.

Оценивая то, что ныне происходит с амнистированием, можно использовать характеристику, популярную в последнее время среди европейских политиков и экспертов - избирательное правосудие. В соответствии с которым в нашей стране в настоящее время можно посадить и отпустить кого угодно. Наглость и цинизм, которые заложены в существующей системе, должны быть искоренены. И именно этого уже почти три месяца требует Майдан.

А.Демченко, ЧасUA

Версия для печати








Обзор сети

Разместить рекламу