КИЕВ
13:41
Брюссель
12:41
Москва
14:41
Пятница, 22 ноября 2024

Новости



Реформа "Укрзализныци": приватизации и массовых увольнений не будет

29 апреля, 12:39  Корпоративная  Украина

Реформирование «Укрзализныци» не предусматривает приватизации железной дороги и массовых увольнений работников. Об этом пишет советник министра инфраструктуры Андрей Пивоварский в своей колонке на «Экономической правде», пишет zik.ua.


Он отмечает, что в 2015 году Мининфраструктуры и «Укрзализныця» работали над тем, чтобы завершить корпоративное преобразование компании и создать публичное акционерное общество «Укрзализныця», что является базовым шагом для проведения реформы.


Внутри общества проведен ряд структурных реформ, создано 29 филиалов, из которых шесть - региональные. В 2016 году структурная реформа будет продолжена. Ее цель - создание вертикально-интегрированный холдинг, где каждое направление (инфраструктура, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, промышленные предприятия) будут отдельными структурными единицами. Весь 2015 год реформа «Укрзализныци» сопровождалась мифами, которые являются почвой для манипуляций. С ними необходимо наконец-то попрощаться, отмечает Пивоварский.


Первый миф - «Укрзализныцю» готовят к приватизации.


Это откровенная ложь. Это даже никогда не обсуждалось. Собственно, приватизация «Укрзализныци» в нынешнем состоянии - убийственна для экономики Украины. Инфраструктура и подвижной состав стопроцентно остаются в собственности государственной компании.
Закон о железнодорожном транспорте четко прописывает запрет приватизации «Укрзализныци». Много людей часто в СМИ мне «помогали», заявляя, что корпоратизация - это приватизация. Нет! Корпоратизация - это изменение организационно-правовой формы и более эффективное корпоративное управление, но не приватизация.


Второй миф - активы «Укрзализныци» недооценят.


Часто приходилось слышать, что активы «Укрзализныци» специально обесценят, чтобы по дешевке приватизировать. Приходилось слышать: «Кто такая Deloitte, чтобы делать оценку?».
На самом деле по оценке компании Deloitte, стоимость активов «Укрзализныци» в три раза больше указанной в отчетности «Укрзализныци» и подтвержденной аудиторами по результатам предыдущих лет - 75 млрд грн. Deloitte оценила активы в 245 млрд грн.


Фонд госимущества дал положительную рецензию на эту оценку, и в аудит 2015 года будет поставлена новая стоимость активов. Оценка включает больницы, строительную компанию, президентскую резиденцию в селе Гута. Да, «УЗ» построила много резиденций.


Справедливая оценка имущества «УЗ» на Донбассе и в Крыму не проводилась. Эти активы включены по балансовой стоимости. После возвращения этих регионов будет переоценка. Анализ стоимости активов украинской и иностранных железных дорог с помощью соответствующего сравнительного коэффициента показывает, что мы на одном уровне с Россией и недалеко отстали от Германии. То есть Deloitte сделала свою работу качественно.
Кое-кто утверждает, что 245 млрд грн - это очень мало, ведь если покупать и строить отдельно все то, что имеет «УЗ», этих денег не хватит. Однако не стоит забывать, что уровень изношенности имущества «УЗ» просто фантастический.
Восстановительная стоимость, то есть то, сколько средств нужно, чтобы с нуля построить «Укрзализныцю», составляет 1,253 трлн грн.


Третий миф - всех уволят.


Закон предусматривает, что персонал будет переведен в ПАО «Украинская железная дорога». Разговоры о том, что нововведения предусматривают массовые увольнения, несостоятельны. Можно оптимизировать численность через выделение неосновных активов.


Например, в «Укрзализныци» есть строительная компания, в которой работает несколько тысяч человек. Эта компания не занимается инфраструктурой - она строит разные объекты. Может, лучше вывести ее из структуры «УЗ» в отдельную компанию, которая будет работать не только на «Укрзализныцю». Она может быть и государственной, и частной.


Можно существенно сократить административный аппарат, если научиться работать эффективнее, по современным технологиям. Например, внедрить ERP-систему. Тогда понадобится меньше бухгалтеров и IT-специалистов.
Однако, подавляющее большинство линейного персонала - на своем месте. Без машинистов, проводников, тех, кто отвечает за безопасность, «УЗ» невозможна, и это понимают все.
Утверждение, что всех уволят, - миф. Наоборот, в 2015 году мы повысили социальные стандарты. В 2016 году зарплаты будут повышаться дважды. Если план будет перевыполнен, то менеджмент может еще больше повысить зарплату.


Четвертый миф - реформа происходит внезапно.


О реформе говорили давно. Почти десять лет - о корпоратизации, минимум пять лет - о том, что надо принять закон о железнодорожном транспорте. Для информирования общества было проведено более 100 специальных мероприятий на экспертном уровне. Где мы только не были - в Американской торговой палате, Европейской бизнес-ассоциации, транспортном комитете Верховной Рады.


Мы объехали все региональные филиалы, общались с людьми, запустили программу «Агенты изменений», чтобы дойти до каждой железной дороги и объяснить, что происходит. Чтобы негодяи, которые зарабатывают на «Укрзализныце», не могли расшатывать ситуацию.


Пятый миф - эксперты не принимали участия в подготовке реформы.


ATKerney, E&Y, Европейская комиссия, Всемирный банк, Европейская бизнес-ассоциация, АСС. Если это не эксперты, то кто тогда эксперты? Благодаря бешеной поддержке немцев, американцев, ЕС мы получили доступ к best of the best.


Шестой миф - никто не знает, что делать после корпоратизации.


Пятилетний план расписан. Нужно идти по этому плану и понимать: правление может добавить эффективности в хозяйственную деятельность, но существенно изменить бизнес-модель можно лишь благодаря принятию двух базовых законов: о железнодорожном транспорте и о национальной комиссии по регулированию в сфере транспорта.


Если их не примут, реформа «Укрзализныци» и всей отрасли будет проблемой. Без поддержки Верховной рады будет сложно. Люди скажут: «Виноват менеджмент. «УЗ» хорошо работала, а тут какие-то реформаторы-технократы пришли и все сломали».


«Организационно-правовая форма компании и ее корпоративная структура изменены. Теперь надо менять качество людей. Новый руководитель, наверное, внесет какие-то изменения в правление. Как и в «Нафтогазе», необходимо сменить наблюдательный совет. Сегодня он чисто технический и бюрократический. Там представители правительства, а должны быть независимые профессионалы.

Картинка создана, рамка есть. Теперь все в руках менеджмента «УЗ» и депутатов», - отмечает Пивоварский. 

Версия для печати








Обзор сети

Разместить рекламу