|
Принятый вчера парламентом законопроект "Об особенностях совершения сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом" экономисты называют "трюком". "Это психологическая атака со стороны Украины на кредиторов.
Таким образом мы еще раз демонстрируем инвесторам, что в данный момент платить не хотим и не можем, и пытаемся добиться реструктуризации долга на выгодных для нас условиях", - говорит генеральный директор "Украинского кредитно-рейтингового агентства" (UCRA) Станислав Дубко, пишет ДС.
Только пару дней назад министр финансов Наталья Яресько обронила, что переговоры о реструктуризации суверенного внешнего долга проходят "сложнее, чем ожидалось". А в начале этой недели комитет кредиторов заявил, что категорически возражает против списания основной суммы задолженности Украины (в комитет входит ряд фондов, которые держат примерно $8,9 млрд. украинского долга). Это ставит под угрозу реструктуризационный план страны: согласно требованию МВФ, Украина должна достичь договоренностей с инвесторами еще до июньского заседания фонда.
По мнению Станислава Дубко, "шантаж" украинского правительства едва ли всерьез напугает кредиторов, давно поднаторевших в разного рода реструктуризационных торгах. Угроза моратория вряд ли заставит их пойти на уступки. Переговоры могут затянуться, а с ними - и выделение очередного транша МВФ.
Согласно закону, мораторий коснется только частных инвесторов. Он не будет распространяться на долги госбанков и "Укрзализныци". Правительство также не сможет отказывать в погашении кредитов МВФ, Всемирного банка и других международных организаций. Зато с помощью нового закона оно сможет заморозить выплату $3 млрд. России в декабре 2015 года.
"Украинская сторона рассматривает этот долг как коммерческий - перед Фондом национального благосостояния, а не как межгосударственный кредит", - констатирует старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. Такое решение для Украины - выход из тупика, учитывая что Москва категорически против реструктуризации этой задолженности. По словам министра финансов Антона Силуанова, если Киев не станет платить по счетам, Россия будет обращаться в международные суды.
"У одностороннего замораживания долга есть простое название - "дефолт". Любое использование на практике этого закона будет именно так восприниматься кредиторами и международными рынками", - отмечает Вадим Иосуб. Так, российские бумаги были также выпущены как евробонды по правилам Ирландской фондовой биржи. Стоит Украине застопорить этот платеж, и нас может ожидать кросс-дефолт по всем другим суверенным обязательствам. Хотя едва ли правительство решится на такие крайние меры, если кредиторы согласятся на уступки.
Последствия принятия "дефолтного" закона для украинской валюты эксперты оценивают неоднозначно, но не обещают немедленной реакции. "Рынок будет ориентироваться не столько на сам факт голосования закона в парламенте, сколько на подпись Президента. В любом случае, с точки зрения стабильности гривни он несет в себе только позитив. Ведь закон наделяет Кабмин правом ограничить выплаты по внешним займам, а значит - снизить спрос на иностранную валюту", - полагает председатель правления "Коммерческого индустриального банка" Вадим Березовик.
События могут пойти по более печальному сценарию, если закон не одобрит МВФ. Хотя до сих пор кредитор предпочитал не вмешиваться в переговоры правительства с инвесторами и занимал нейтральную позицию. "Но если фонд выкажет недовольство и получение следующего транша будет поставлено под угрозу, потрясений на валютном рынке не избежать - курс гривни может снова рухнуть", - заявил председатель правления одного из банков.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: