|
Украинский парламент объявил Россию страной-агрессором и призвал мировое сообщество поступить аналогично. Это как бы показывает, что Киев не намерен идти на какие-либо уступки Москве и сепаратистам для заключения нового перемирия на востоке. Об этом пишут vesti.
Но позавчера пришел и довольно неожиданный месседж с Запада — от Международного валютного фонда. Вместо положительного решения по новому траншу, который ожидает Украина, во французской Le Monde появилось интервью директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, которое пусть и осторожно, но достаточно понятно намекает: предоставление кредитов прямо связано с нормализацией ситуации на востоке.
«Партнеры МВФ не могут участвовать в программе поддержки, если под вопросом оказывается 20% ВВП Украины (во столько в МВФ оценивают экономический вес Донбасса. — Авт.). Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», — сказала Лагард.
Любопытно, что на прошлой неделе директор МВФ говорила с Владимиром Путиным по поводу Украины. О чем именно официально не сообщалось, но, по слухам, Фонд просит Россию не требовать с Украины досрочно долг в $3 млрд (такое право у Москвы появляется из-за превышения предельного размера внешнего долга нашей страны). Если это произойдет, то Украину либо ожидает дефолт, либо МВФ придется выделять еще больше средств для ее спасения. Не исключено, что президент РФ в ответ попросил Лагард надавить на Киев, чтобы сделать его более уступчивым в переговорах по войне на востоке. В результате, возможно, и появилось нынешнее интервью в Le Monde.
Сепаратисты ставят условия
Такой подход МВФ ставит украинскую власть в сложное положение. В ситуации, когда золотовалютных резервов у Нацбанка осталось на $4,5 млрд, кредитный рейтинг страны не позволяет одалживать за рубежом даже под гигантские проценты, а за 2015 год нужно погасить $12 млрд, деньги Фонда — единственное спасение от дефолта. В то же время война на востоке разгорается все сильнее. Мирные переговоры сорваны из-за несовпадения позиций сторон. Москва настаивает на включение ДНР и ЛНР в состав Украины на правах автономных образований (с широкими возможностями России влиять на их политику), а также на нейтральном статусе страны. Украина на эти условия не соглашается и требует разоружения боевиков и местных выборов в Донбассе по украинским законам.
При этом некие контакты продолжаются. Так, лидеры ДНР/ЛНР встретились с не вспоминавшимся с лета Виктором Медведчуком и теперь высказывают пожелания, чтобы именно кум Владимира Путина официально представлял Украину на следующих минских переговорах. Правда, на кандидатуре Медведчука они не настаивают, говоря, что готовы встретиться с любым официальным представителем центральной власти. Но только официальным (Кучма не обладает таким статусом).
Однако оба варианта пока для Киева неприемлемы. Сегодня для Порошенко или Турчинова назвать украинским представителем кума Путина — все равно, что повесить на себя ярлык предателя. Послать представителя, имеющего официальную должность во власти, значит, признать ДНР/ЛНР субъектами переговоров (чего давно от Украины добивается Кремль). Так что никого не удивил ответ МИДа Украины, согласно которому, представителем страны в контактной группе на минских переговорах остается Леонид Кучма.
«Ждем, когда Россия пойдет на попятную»
Впрочем, и это является формальностью. Как сообщил «Вестям» источник в ближайшем окружении президента, Киев не видит на данном этапе перспектив мирных переговоров. У руководства страны совсем иная тактика: просто ждать, пока Россия «сломается» под гнетом усиливающихся санкций и пойдет на уступки.
«На данный момент ключевой задачей является создание предпосылок для международного признания России страной-агрессором, а ДНР и ЛНР — террористическими организациями, с последующим усилением международного давления на них через введения новых санкций, — говорит источник. — Кроме того, целью Киева является сдерживание боевиков без активных наступательных военных действий до тех пор, пока международные санкции не вынудят Россию пойти на попятную».
«Киев будет просить Штаты»
Но как подобная тактика совместима с пожеланиями МВФ установить перемирие на востоке? Ведь понятно, что без достижения новых договоренностей война на востоке не остановится. «Заявление МВФ — это реакция финансистов, которые пытаются финансовыми рычагами уладить конфликт, — говорит политолог Кость Бондаренко. — МВФ не хочет потерять уже вложенные средства, а в условиях продолжения войны риски дефолта возрастают многократно. И кредит — единственный рычаг, которым Фонд может заставить Киев пойти на новые переговоры. Но украинское руководство, судя по всему, избрало иной путь: просить США надавить на МВФ, чтобы тот все-таки предоставил кредит. Успешен ли будет такой подход, увидим в ближайшие недели».
Ради чего экстренно собралась Рада
Верховная Рада на внеочередном заседании приняла обращение к ООН, Европарламенту, ПАСЕ, другим международным структурам и парламентам стран мира с просьбой признать Россию страной-агрессором. Комментариев из-за рубежа пока не последовало, за исключением заявления спикера российской Госдумы, назвавшего решение парламента Украины «бредом».
Впрочем, это обращение имеет не только международное значение, но и определенный смысл внутри страны. Теперь «страна-агрессор» становится юридическим понятием, которое можно вписывать в различные законы. Первые из них уже появились. В Раде зарегистрирован законопроект, запрещающий компаниям «страны-агрессора» быть акционерами украинских телерадиоорганизаций. Данный законопроект направлен против телеканала «Интер», одним из акционеров которого является российский Первый канал (с «Интером» власти с начала года ведут открытую войну). Кроме того, в первом чтении принят закон, позволяющий Высшему админсуду и самой Верховной Раде признать ДНР и ЛНР террористическими организациями. Террористами могут быть признаны и иные организации и даже частные лица.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: