|
Сейчас, когда на фронте установилось затишье, которое продлится минимум до 25 октября, дня выборов в органы местной власти, самое время посмотреть, за счет чего Украина может добиться перевеса в войне, которую она проигрывает. Об этом пишет Александр Виноградов для politeka.net.
Потому что не только победа куется в тылу, но также исход битвы решается в умах - не бывает дня в жизни государства, чтобы оно не вело войну, только в крайних случаях прибегая к боевым действиям в качестве последнего аргумента.
Любое государственное образование подобно живому организму, которому нужен для исполнения функций определенный рацион питания и соответствующая его потребностям окружающая среда. По этой причине мы принимаем утверждение, что война - естественное состояние государства. Ведет ли оно борьбу со своими гражданами или выталкивает в схватке за ресурсы другие страны на обочину цивилизации - не суть важно.
Как раз взаимоотношения России (метрополии) и Украины (колонии) на протяжении веков доказывают, что между двумя народами всегда шла война, даже когда они проживали в одном государстве. Ограничения и официальный запрет на использование украинского языка (при царизме) или искусственный голод (при коммунистах) были такими же инструментами подавления и обеспечения стратегического преимущества одной нации над другой, как вооруженная агрессия.
Поэтому аннексия Крыма и оккупация отдельных участков территории Донецкой и Луганской областей - события наших дней - есть не что иное, как продолжение вековой традиции, но уже в новых, более циничных и откровенных формах. Только - если взять за точку отсчета 1 декабря 1991 года, когда народ Украины поддержал идею независимости - до февраля 2014 года Кремль проводил в отношении Украины стратегию непрямых действий.
Британский военный историк и теоретик Лиддел Гарт внес свой вклад в теорию войны, выведя формулу непрямых действий. Одно из ее правил гласит: «Чтобы победить противника, его надо вывести из равновесия, что не может быть достигнуто основной атакой, однако должно быть сделано, чтобы основная атака достигла успеха».
Изучая труды полководцев и наблюдая за событиями, которые разворачивались у него на глазах, Гарт пришел к выводу, что стратегия непрямых действий применима не только на поле боя, но также в бизнесе и человеческих отношениях.
Итак, современная Россия всегда воевала против Украины - не обходилось и года за последние четверть века, чтобы между государствами не велись торговые, дипломатические, информационные войны. И в каждом случае Украина терпела поражение, вынужденная обороняться. Единственная победа Украины в войне против России - это объявление независимости и признание независимости Россией.
Но, как показало время, не всем эта победа кажется окончательной и бесповоротной. С одной стороны, Россия никогда не мирилась и не смирится с потерей Украины. Здесь целый комплекс причин, в самом широком диапазоне - от геополитики до психологии. Поэтому переход от стратегии непрямых действий к высадке диверсионных групп регулярных войск в Крыму в феврале минувшего года и поддержка оружием и живой силой пособников оккупантов на Донбассе нашел и продолжает находить в России всенародную поддержку. С другой стороны, многие граждане Украины воспринимают и называют так называемую антитеррористическую операцию (АТО) национально-освободительной войной.
Но, кроме того что в случае полномасштабной войны с Россией Украина может выиграть ее не числом, но умением, необходимо готовиться к затяжной, изматывающей борьбе с использованием непрямых действий, которая также требует прежде всего интеллекта и сноровки, хитрости и цинизма.
Ведь что завещал Лиделл Гарт другим своим правилом непрямых действий: прямая атака на противника, занявшего укрепленную позицию, практически никогда не дает результата и применяться не должна. Поэтому Украина армию должна укреплять не для похода на Москву, а для того чтобы враг даже не пробовал сунуться дальше - ни шагу назад. Потому что время играет на руку Украине, а значит, нужно не только извлекать стратегическую выгоду из непрямых действий, предпринимаемых США, Евросоюзом и другими участниками антипутинской коалиции, но и самим сделать эффективные и не требующие больших затрат шаги, способные вывести из себя противника и нанести ему ощутимый материальный урон.
Например, отключение от электроснабжения Крымского полуострова, прекращение всех видов торговли с оккупированными территориями.
«В стратегии длинный обходной путь часто оказывается самым коротким», - утверждает Гарт. И что он имеет в виду на этот раз - боевые действия или механизм экономической удавки, особого значения не имеет.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: