КИЕВ
11:38
Брюссель
10:38
Москва
12:38
Пятница, 22 ноября 2024

Новости



Перезагрузка прокуратуры. Миссия выполнима?

18 апреля, 18:49  Правовая  Украина


Президент и парламент, перезагрузив правительство, выполнило только часть - пусть и большую - кадровых заданий. Должность Генерального прокурора Украины остается все ще вакантной. И знаковой - для понимания того, куда движется Украина. Вице-президент США Джо Байден на днях прямо назвал назначение реформистского Генерального прокурора одним из условий для сохранения международной поддержки Украины.

То есть цена вопроса высока. Требования к кандидату тоже. К тому же, задачи. которые ему предстоит решать усложняются. Ведь с 15 апреля в соответствии с законом о прокуратуре все назначения и увольнения прокуроров с должности будут осуществляться только через квалификационно-дисциплинарные комиссии, а назначения всех руководителей прокуратуры будет одобрять Совет прокуроров. Как объяснил в этом связи Виталий Касько, экс-заместитель Генпрокурора, недавно уволенный из прокуратуры, "кто бы ни был назначен на должность Генерального прокурора - теперь этот человек будет связана по рукам и ногам в вопросах реформирования органов прокуратуры".

Кому же под силу развязать эти и многие другие "прокурорские узлы" и, главное - что для этого нужно сделать? Об этом в интервью с экспертом по вопросам адвокации "Реанимационного пакета реформ" Ярославом Юрчишиным.

- Ярослав, так за что идет борьба, которая разворачивается вокруг смены руководства Генеральной прокуратурой - за какие возможности и за какое влияние?

- Вообще-то, сейчас Генеральная прокуратура уже не тот карательный орган, который нам когда-то достался в наследство еще фактически от сталинской репрессивной машины, в которой концентрировалось очень много функций, которые не должны были принадлежать одному органу. Это и общий надзор, и право проводить следствие, и представление интересов государства в судах, и руководство над тем самым следствием. То есть это был некий монстр, который мог и начать следствие, и провести его соответственно в интересах или своих или других заинтересованных сторон, и в выгодном или невыгодном формате - в зависимости от того, что было нужно - передать результаты этого следствия в суд.

Сейчас прокуратура фактически лишилась права общего надзора, то есть не может сама инициировать следствие в отношении любого государственного чиновника или деятеля, и соответственно пугать прокурором государственных чиновников или деятелей. Так же постепенно право следствия переходит в другие органы, в следственные органы - такие, как Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований, Национальная полиция.

Таким образом у прокуратуры остаются две ключевые функции - это процессуальный надзор за следствием, то есть за тем, чтобы следствие проводилось в рамках закона, а действия следователей и детективов соответствовали требованиям закона. Также в компетенции прокуратуры находится представительство интересов государства в судах.

Но эти две функции являются достаточно важными и исходя из этого вряд ли президент, как человек, который по Конституции подает кандидатуру на должность Генерального прокурора, откажется от того, чтобы это место занял человек максимально лояльный к президентской ветви власти.

- И что тогда. Каков рецепт выхода?

- Вообще-то не было бы такой большой проблемы, если бы эта лояльность дополнялась профессионализмом, готовностью проводить реформы и незаангажированностью. То есть, мы понимаем, что в идеале Генеральным прокурором должен быть максимально независимый человек, но учитывая методы руководства действующего президента, можно согласиться с тем, чтобы это был лояльный к нему человек.

Хотя в нынешней ситуации нужно еще учитывать очень низкий уровень доверия общества к Генеральной прокуратуре и прокуратуре в целом. По данным социсследований, этот уровень доверия составляет не более трех с половиной процентов, что для высшего органа юстиции, который должен обеспечить верховенство права, просто мизер. Поэтому очень было бы полезно, чтобы президент все-таки предложил парламенту кандидатуру нового Генпрокурора, отобранную в процессе открытого конкурса, в котором могли бы принять участие не только прокуроры, но и люди со стажем работы юристом или милиционером.

- Но конкурса не было и нет. Зато есть кандидаты...

- Да. И недавно в Верховную Раду был направлен законопроект, который позволяет назначать на должность Генерального прокурора не только человека, который имеет юридический стаж, как это требуется сейчас, или стаж руководящей работы в прокуратуре, но и стаж нормотворческий или стаж работы руководителем правоохранительного органа. Фактически этот законопроект назвали законопроектом Луценко, поскольку он писался якобы под Юрия Луценко.

Кстати, это не первый подобный пример. Под Виталия Ярему тоже менялось законодательство, поскольку он, как представитель милиции тоже не мог бы возглавить в свое время прокуратуру.

Таким образом ключевым кандидатом на должность Генерального прокурора на данный момент является Юрий Луценко.

- Как бы Вы оценили его сильные и слабые стороны?

- Сильной стороной этой кандидатуры есть то, что на самом деле этот деятель имеет достаточно большой политический вес, и соответственно существует возможность его самостоятельного позиционирования. Плюс четкое понимание того, что закрытая, остаточно коррумпированная и, скажем так, клановая система прокуратуры должна быть разрушена. Ведь именно такая клановость, которая поддерживалась Яремой и Шокиным не позволила провести реальную реформу этого органа.

Слабой стороной этого кандидата, конечно, является принадлежность к команде Президента, что соответственно будет провоцировать все время обвинения, что это не самостоятельный игрок. Также слабой стороной кандидата является то, что у него отсутствует команда людей, которых он может привести с собой в прокуратуру.

К тому же, в части своей команды ему сейчас будет мешать то, что согласно новому закону отныне все назначения в прокуратуре будут осуществляться, а также все дисциплинарные взыскания накладываться, квалификационно-дисциплинарной комиссией, половину состава которой составят представители прокурорского самоуправления, где полно людей Шокина и вообще старой системы, поскольку фактического кадрового обновления прокуратуры во времена руководства прокуратурой Шокиным и Яремой не произошло.

Поэтому это большой вопрос - сможет ли Луценко быть эффективным в этой системе. А ключевые задачи здесь, повторюсь - это разрушить закрытость системы и преобразовать ее из карательного еще по сути, закрытого, элитного клуба в открытое представительство государства в судах и процессуальное руководство над следственными действиями детективов и следователей. И успех здесь зависит от того, насколько удастся кандидату, ответить на два ключевых вызова - это сохранить собственную независимость и самостоятельность, а также обеспечить возможность оперативно руководить данной системой.

- Возможны ли другие кандидаты? И какие?

- Если абстрагироваться от собственно кандидатур, то здесь возможны две категории кандидатов - это могут быть люди внесистемные, которые действительно могут быть нацелены на реформы, но при этом должны хорошо понимать как система прокуратуры работает, или же это могут быть люди непосредственно из системы прокуратуры. Но должен констатировать, что, к сожалению, все заместители Шокина, которые сейчас остались, дискредитировали себя - в том числе и в контексте последнего дела "ГПУ против Каська" - тем, что прокуроры, которые должны следить за законностью процессуальных действий, фактически сами требований закона не придерживались.

Поэтому все зависит от того сценария, который буде реализован. То есть от того, какие ответы дадут наши депутаты на существующие вызовы, и будет зависеть, что получим в итоге - либо дальнейшее уменьшение эффективности, уменьшение доверия и фактический коллапс системы прокуратуры, или же фактический перезапуск этого органа и его перевоплощение в настоящий европейский правовой орган.

С.Васин, ЧасUA

Версия для печати








Обзор сети

Разместить рекламу