|
29 ноября сотрудники СБУ задержали семерых детективов НАБУ, которые под прикрытием занимались расследованием дела о коррупции в Государственной миграционной службе. Также были раскрыты имена детективов, включая "агента Екатерину", конспиративная квартира и фото автомобилей с номерными знаками. НАБУ заявило, что СБУ и ГПУ умышленно поставили под угрозу жизнь и безопасность детективов. "ГОРДОН" рассказывает, кто такие агенты под прикрытием, имеют ли они право провоцировать преступления и можно ли разглашать их имена.
29 ноября в пресс-службе Государственной миграционной службы Украины (ГМСУ) сообщили, что при попытке передачи взятки в $15 тыс. заместителю главы ГМСУ Дине Пимаховой СБУ задержала агента НАБУ. Его обвинили в провоцировании взятки. В тот же день стало известно, что всего задержано семь сотрудников НАБУ, которые работали под прикрытием над делом о коррупции в ГМСУ. С санкции Генеральной прокуратуры Украины прошли обыски на конспиративной квартире, где детективы планировали операцию. Фото документов сотрудников и видео обыска были опубликованы в СМИ.
Кто такой агент под прикрытием?
В детективах часто показывают сотрудника спецслужб или полицейского, который внедряется в преступную группировку. Таких людей называют агентами, работающими под прикрытием. Они могут вести расследование несколько месяцев и даже лет, чтобы собрать доказательства и задокументировать факты преступной деятельности.
В украинском законодательстве не используется слово "агент", но есть понятие "оперативный работник". Такие были и есть в силовых структурах - СБУ и МВД. По закону о НАБУ детективы бюро также могут заниматься оперативно-разыскными мероприятиями, следовательно, могут работать как агенты под прикрытием.
"В оперативно-разыскной деятельности НАБУ руководствуется требованиями законов "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" и "Об оперативно-разыскной деятельности". В частности, согласно ст. 8 последнего, для выполнения задач могут привлекаться гласные и негласные штатные и внештатные работники", - говорится в заявлении НАБУ, распространенном 4 декабря.
Набирают ли агентов на открытом конкурсе?
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в эфире телеканала "1+1" заявил, что "все так называемые агенты НАБУ набраны с нарушениями закона", поскольку они не прошли через открытый конкурс.
Действительно, в законе о НАБУ прописано, что любое должностное лицо должно пройти открытый отбор. Однако детективы бюро являются также и оперативными работниками, следовательно, их могут набирать вне конкурса, отметила в комментарии изданию "ГОРДОН" криминолог Анна Маляр.
"В 15-й статье закона о НАБУ указано, что в штат бюро могут откомандировываться работники из других государственных органов. То есть можно быть назначенным на должность в НАБУ, не проходя через конкурс. Очевидно, этой статьей прикрываются люди, занятые оперативной работой. Поэтому заявление генерального прокурора - кстати, автора этого закона - удивляет. Агенты, или информаторы, или люди, которые являются конфиденциальными источниками информации для следствия, не могут проходить открытый конкурс. Или агент тайный, или конкурс открытый. Третьего не дано", - подчеркнула Маляр.
В НАБУ уточнили, что отбор работников для оперативно-разыскной деятельности осуществляется на конкурсной основе, но с учетом требований закона "О государственной тайне". Поскольку эти сотрудники могут иметь доступ к информации, составляющей государственную тайну, как оперативники в других правоохранительных органах, то предавать огласке их персональные данные нельзя.
Можно ли раскрывать имена агентов под прикрытием?
29 ноября пресс-служба Госмиграционной службы обнародовала заявление, в котором сообщила, что "агент НАБУ, сын бывшего народного депутата от Партии регионов Юрия Боярского, неоднократно пытался спровоцировать Пимахову, предлагая большие суммы взяток за принятие ею незаконных решений".
1 декабря ГПУ продемонстрировала снимки агентов НАБУ под прикрытием Екатерины Сикорской и Сергея Боярского. Были показаны также автомобили с незаретушированными номерными знаками, которые использовала Сикорская. Ранее она помогала собирать доказательства в "янтарном деле", фигурантами которого являются народный депутат от "Народного фронта" Максим Поляков и внефракционный нардеп Борислав Розенблат. Сикорская вела скрытую запись депутатов и передавала им взятки.
В НАБУ заявили, что, распространяя сведения о негласных сотрудниках бюро, Генпрокуратура и СБУ сознательно подвергают детективов опасности. И напомнили, что, согласно ст. 21 закона "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", "работники бюро при исполнении возложенных на них обязанностей являются представителями власти, действуют от имени государства и находятся под его защитой" и никто не имеет права вмешиваться в их законную деятельность. "В интересах обеспечения личной безопасности работников Национального бюро и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц", - сообщили в НАБУ.
Ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант Василий Богдан заявил, что данные оперативных работников НАБУ являются государственной тайной. Такой же точки зрения придерживается полковник СБУ в отставке Олег Стариков.
"Оперативные подразделения, действующие под прикрытием, могут использовать конспиративные квартиры и иметь документы прикрытия - это нормально. Они не должны находиться в здании НАБУ. Месторасположение конспиративных квартир - сведения, составляющие государственную тайну. В законе четко прописано: установочные данные оперативного работника являются секретными. Не имела права ГПУ их разглашать. Произошедшее говорит о непрофессионализме, а главное - о политической ангажированности СБУ и ГПУ. Надо снимать руководителей операции и тех, кто санкционировал утечку", - акцентировал Стариков в комментарии изданию "ГОРДОН".
Имеет ли право агент провоцировать взятку?
В ГМСУ и ГПУ утверждают, что действия сотрудника антикоррупционного бюро Сергея Боярского незаконны и подпадают под статью Уголовного кодекса "провокация подкупа".
"По моему глубокому убеждению, сотрудники правоохранительных органов не имеют права предлагать государственному чиновнику принять заведомо незаконное решение и ожидать, какую сумму он за это назовет. Это чистая провокация", - заявил Луценко на брифинге 30 ноября.
Бывший первый заместитель генпрокурора Украины Давид Сакварелидзе считает, что существует разница между реализацией оперативной информации и подстрекательством к взятке. "Когда человек приходит к новоназначенному начальнику таможни или миграционной службы и активно предлагает: "У тебя низкая зарплата, поставь подпись, а я тебя отблагодарю" - это провокация взятки. А когда у следствия есть данные, что человек - взяточник, и следствие создает условия для его раскрытия, - это не провокация взятки. Это рутинная оперативная работа. Объявить эту деятельность "провокацией подкупа" - излюбленная стратегия коррупционеров для самозащиты", - сказал изданию "ГОРДОН" Сакварелидзе.
По его словам, провоцирование - законная и распространенная практика правоохранительных структур в западных странах, в том числе и в США. В Украине по этому вопросу другая позиция.
"Провокация взятки запрещена. Это уголовно наказуемое деяние", - утверждает Стариков.
"Статья 370 УК запрещает подстрекать человека к получению взятки. И провокация преступления ради раскрытия преступления также является преступлением. Но была ли провокация? По опубликованным отрывкам видео это не очевидно. Прямого предложения подкупа я не вижу", - подчеркнула Маляр.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: