|
В столице прошел Киевпрайд-2017 ежегодная акция в поддержку ЛГБТ-сообщества. В этом году он прошел относительно спокойно, но столкновений все равно не удалось избежать. О том, почему 2,5 тысячи людей вышли на акцию, и что думают о Марше равенства политики и другие публичные люди, которые побывали на акции - в репортаже.
Как все начиналось
Ровно в 9 утра на подходе к Дому учителя, где было анонсировано начало Марша равенства, на улице Владимирской в Киеве уже стояло несколько металлических рамок. Вокруг было много полиции, людей пропускали по одному и досматривали сумки.
Правоохранители внимательно следили за тем, чтобы никто не пронес на Киевпрайд ножи, газовые баллончики и другие опасные предметы. Желающих попасть на марш было довольно много, у каждой рамки стояла очередь человек по десять. Как заявили позже организаторы Киевпрайда, на акцию пришло 2,5 тыс. человек.
Пришедших к 9.00 в воскресенье было несколько сотен, они растянулись по Владимирской, от улицы Богдана Хмельницкого до бульвара Тараса Шевченко. Стоявшие группками участники неспешно разворачивали плакаты, доставали радужные флажки ЛГБТ-сообщества.
На Прайд пришли не только люди нетрадиционной ориентации, но и все те, кто хотел их поддержать: правозащитные организации, европейские депутаты Ребекка Хармс, Ана Гомеш и София Велд, и просто неравнодушные. Больше всего было людей 20-30 лет.
Отвечая на вопросы журналистов, исполнительный директор правозащитной организации Amnesty International Оксана Покальчук рассказала, что пришла вместе с коллегами на Марш, чтобы стать на защиту прав ЛГБТ. "Сегодня Прайд охраняют шесть тысяч полицейских, и это ненормально. Потому что представители ЛГБТ должны ходить спокойно по улице и ничего не бояться", - отметила она. Активистка подчеркнула, что цель Марша - говорить не о сексе, а о правах человека. К слову, представители Amnesty International стояли с плакатами "Права ЛГБТ - права человека", "Права человека - моя гордость".
Анжела Калинина из родительской инициативы "ТЕРГО" рассказала, что пришла на Прайд, чтобы поддержать своего сына.
"В нашей стране у всех равные права. Я вышла поддержать трансгендеров, геев и лесбиянок, потому что они точно такие же люди, как все мы, - отметила она. Большинство не понимает, что сексуальную ориентацию не приобретают, ее получают при рождении", - подчеркнула Калинина.
Тем временем, в парке Шевченко уже собрались противники Марша. Они перекрыли Владимирскую возле главного корпуса Университета, чтобы не дать пройти участникам Прайда, и громко включили звуковые колонки и крутили песни о семейных ценностях. Это были представители разных националистических партий и организаций. В частности, "Правого сектора" и "Свободы".
Пришел на Прайд и заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов.
По его словам, большое количество правоохранителей на Марше равенства свидетельствует, что пока в стране есть серьезное предубеждение против ЛГБТ-сообщества.
- Благодаря Киевпрайду люди избавляются от иллюзий и фантазий, которые у них в голове, и видят, что тут абсолютно адекватные люди. Ведь гомофобы иногда представляют, что тут прямо кто-то набрасывается на других людей и делает что-то ужасное, - рассказал чиновник.
Спрашивали заместителя министра экономики и о том, часто ли у однополых пар, которые воспитывают детей, вырастают дети с гомосексуальной ориентацией. Нефьодов считает, что от этого "не застрахован" никто, в том числе, гетеросексуальные пары. Тему тут же подхватила Инесса Гашинская, участница Марша, стоявшая рядом.
- Для нас, ЛГБТ-людей, воспитание детей - такая трогательная тема. Я думаю, несмотря на внешнюю агрессию и нападки в школе, дети в однополых семьях растут даже в большей любви. Я сама воспитывалась в гетеросексуальной семье, но, когда мне было пять лет, отец ушел из семьи, и мне было сложно. Я - лесбиянка, но я поддерживаю семейные ценности и считаю, что главное, чтобы в семье была доверительная атмосфера, - сказала она.
В первых рядах Прайда шла народный депутат Светлана Залищук. Она держала плакат с надписью "Киевпрайд" вместе с другими участниками. Залищук подчеркнула, что марш - это не способ навязать кому-то определенный способ жизни, а возможность показать, что все люди могут жить по-разному, но должны уважать друг друга. Она также обратила внимание, что на митинг пришли матери представителей ЛГБТ.
И ее цель как депутата показать родителям, что такие дети могут чувствовать себя защищенными в Украине.
- Мы общались с французским дипломатом. Он рассказывал, что 30 лет назад на акции ЛГБТ-сообщества тоже атаковали. А сейчас все к этому привыкли и понимают, что нужно уважать этих людей, даже если кому-то это не нравится. Чтобы прийти к толерантности в обществе, нужно воспитывать людей. Чтобы политики не боялись говорить о проблемах ЛГБТ, и чтобы журналисты об этом говорили, - отметила Залищук.
К 9:30 участники Марша равенства уже стали колонной. Многие объединялись по организациям. Некоторые заранее запаслись радужными флажками и раздавали их своим соратникам. Через какое-то время участники марша расступились, и в средину колонны выехал автомобиль с передвижной сценой. К ней стали проходить трансгендеры в ярких париках и одеждах. С их приходом все вокруг оживились. "Happy pride!", - радостно кричал трансгендер в малиновом парике.
Также внимание на себя обращал парень с надувной секс-игрушкой. Александр признался, что он - гетеросексуал, но пришел поддержать людей из ЛГБТ-сообщества.
- Мне захотелось сделать шаг в сторону свободного мышления и поддержать людей, которые выбирают другой путь. Если мы демократическая страна, то никто не запрещает делать то, что мы хотим.
- Вы считаете, что привлекать внимание к проблемам ЛГБТ нужно в такой ироничной манере?
- Мне кажется, чтобы добиться цели, нужно шокировать публику. Вот смотрите на ребят-трансвеститов, они в яркое одеты, интересно за ними наблюдать, молодцы! Да, для гомофобов - это как красная тряпка для быка. Но только таким радикальным образом можно изменить мнение общества. Если представители ЛГБТ будут прятаться всю жизнь - ничего не изменится, - пояснил свою позицию Александр.
Еще один участник марша держал в руках небольшой, но привлекающий внимание плакат с надписью "Украина - не Россия". По его словам, он хотел показать, что у нас в стране толерантно относятся к представителям разных меньшинств. На мероприятии появилась и заместитель министра внутренних дел Анастасия Деева, она рассказала, что пришла на марш, чтобы продемонстрировать свою гражданскую позицию.
- Я поддерживаю равные права всех людей. Конечно, у нас еще несформировавшаяся культура принятия. Но здесь атмосфера очень хорошая. Я вижу, что все люди радостные, все пришли поддержать друг друга.
- Есть ли проблемы с безопасностью на Киевпрайде?
- Нет, ребята стоят, охраняют, проверяют на металлодетекторах, чтобы никто не проносил опасные вещи. Так что думаю, отработаем в этом году еще лучше, чем в прошлом, - резюмировала Деева.
Акцию посетила травести-дива Монро. Она была в длинном платье в пол. Она считает, что если в Украине каждый год будут проходить Прайды, то лет через 15-20 общество будет готово к легализации однополых браков.
- К сожалению, в прошлом году я не была на Прайде, потому что на меня было покушение. Мне на книжной выставке тогда в спину кинули кефир и краску, и я опасалась за свою жизнь. Но сегодня я не смогла пропустить это событие, потому что я киевлянка, и никто не запретит пройти мне 1200 метров по родному городу, - резюмировала Монро.
В начале одинадцатого колона двинулась вперед, скандируя "Бунтуй, кохай, права не віддавай!". Силовики плотно оцепили участников марша и двигались вместе с ними. Так как на Владимирской продолжался антимитинг из протестующих против Марша равенства, ЛГБТ-активисты пошли в обход - по бульвару Шевченко. Разрозненные противники марша встретили их оскорблениями. Один из радикалов комментировал в громкоговоритель проезжающую мимо сцену: "Смотрите, на грузовике едет непонятное существо". Активисты Прайда ответили своим противникам речевкой "Права не дают, права берут!".
Организатор марша Зорян Кись стал подбадривать участников в громкоговоритель: "Веселее!". Пройдя пару метров, Кись опять обратился к активистам: "Я кричу - "Киевпрайд", а вы кричите - "ура-ура-ура".
"Ура-ура-ура", - ответила толпа. "А теперь кричим - "Страна для всех", - не унимался Кись, когда колона свернула на Терещенковскую. Из парка Шевченко за акцией с интересом наблюдали зеваки.
Несколько противников Прайда попытались прорваться к колонне, но полиция их оттеснила.
"Не реагируйте на провокации", - закричал Кись. Когда активисты пришли на площадь Льва Толстого, одна из организаторов, Руслана Панухник, сообщила, что марш подходит к концу. Она поблагодарила участников, волонтеров за организацию, а полицию и Нацгвардию - за охрану.
В оцеплении полиции представители ЛГБТ и сочувствуюшие начали садиться в ожидавшие их автобусы и спускаться в метро. Там были организованы специальные поезда, которые вывозили участников из центра города без посторонних.
"Снимайте всю символику", - кричала одна из активисток, чтобы уберечь участников Марша от недоброжелателей. Митингующие расходились неспешно, многие оставались на площади. Внимание на себя обращал парень в футболке с надписью "Питер-Киев" и нарисованным сердечком. На мой вопрос о том, почему он проделал такой длинный путь и приехал в Украину, Алексей рассказал, что хотел поддержать "соседей".
- Питер сейчас в этом плане впереди всей России. Но мы пишем властям заявки на проведение митингов, а они нам их запрещают проводить. Поэтому приходится проводить без разрешения. К тому же, три года назад был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма. К сожалению, в России у нас нет такой поддержки со стороны властей, какая есть в Украине, - пожаловался Алексей.
- На митинги ЛГБТ-сообщества в Питере приходят агрессивно настроенные люди, гомофобы?
- Раньше они часто приходили, их собиралось много. Но сейчас российские СМИ больше заняты тем, что происходит в Украине. Поэтому на митинги ЛГБТ стало ходить меньше гомофобов, - поделился он.
Что говорят противники Марша
Тем временем в парке Шевченко находилось около сотни человек. Много молодых людей, на вид студентов, прогуливались в балаклавах. Несколько мужчин грузили вещи в микроавтобус.
На вопрос корреспондента РБК-Украина, почему они решили выйти на митинг, участники этой контракции отвечать не хотели. Но тут из авто вышел их соратник Андрей. Он оказался более разговорчивым.
- У меня есть родственники в Америке, Европе. И там да детям в школе говорят - "это гей или лесбиянка, он такой же человек, как и ты, он нормальный". Я не хочу, чтобы у нас так было, - пояснил свою позицию мужчина.
- А вы думаете, что у нас вскоре тоже так будет и хотите этому противостоять?
- Да, мы к этому уже идем! Этого нельзя допустить, - ответил он, уточнив, что не представляет на митинге какую-либо организацию.
На Андрее и его соратниках была футболка с надписью: "Тато, мама і дитина - це є справжня Україна".
- Мы их вчера напечатали, - ответил собеседник. Двое мужчин в военной форме стояли в очереди к кофейной машине. Они сказали, что служили в АТО и поделились своей позицией по поводу Киевпрайда.
- Они (ЛГБТ, - ред.) - извращенцы, а мы - нет. Вот поэтому мы сюда пришли. Они якобы борются за равные права. Но ради нас не перекрывают станции метро, а для них перекрывают. Разве это равенство? Все люди разные, но мы против пропаганды, - ответили мужчины.
- То есть, вы считаете, что если люди не выставляют напоказ свою ориентацию, то они имеют право быть нетрадиционной ориентации?
- Да, дома у себя, если им нравится, они могут... Но ненужно всем диктовать, - добавили они.
Руководитель киевской организации "Правый сектор" Владимир Загазей был более разговорчив.
- Сегодня - День отца. Мы вышли за украинскую семью. За здоровую семью - маму, папу и ребенка, а не за извращенное и больное воображение.
- Можно ли сказать, что вы выступаете за христианские ценности?
- Это не только христианские ценности. Сегодня тут с нами были и мусульмане, и иудеи. Он также рассказал, что несколько участников контрмитинга получили травмы от силовиков.
- Я не знаю, кто отдал этот приказ, но представители полиции избили активистов, полиция применяла газ. Один активист задержан. По словам Загазея, его соратники не нападали на представителей ЛГБТ и ничего не сделали, чтобы получить такую реакцию полиции. Тем временем, часть полицейских понемногу покидала парк Шевченко. Они шли колоннами по Владимирской к служебным автобусам.
Один из силовиков нецензурно выругался и устало спросил:
- Ну и когда будет еще один очередной гей-парад?
Автор: Кристина Роман
Источник: РБК-Украина
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: