|
Коммерческая политика »Газпрома» нуждается в контроле со стороны регулятора, в особенности в том, что касается его отношений с определенными странами Восточной и Центральной Европы
Financial Times пишет, что более чем через 10 лет после того, как Европейская комиссия приступила к расследованию работы газового рынка Европы, и после того, как она уже заставила европейские энергетические компании предоставить доступ на рынок своим конкурентам, она, наконец, взялась за «Газпром», сообщает thekievtimes.ua.
Ожидается, что Маргрет Вестагер, европейский комиссар по вопросам конкуренции, представит «Газпрому» официальные обвинения в том, что российский газовый гигант незаконно злоупотреблял своим доминирующим положением на европейском газовом рынке.
Что бы ни думать о решении Еврокомисии, ее нельзя обвинить в чрезмерной спешке. Комиссия начала собирать доказательства еще в сентябре 2011 года, когда в европейских офисах «Газпрома» и связанных с ним компаниях прошли обыски.
Тот факт, что Еврокомиссии понадобилось столь много времени для того, чтобы выдвинуть официальные обвинения, демонстрирует масштабы связанной с этим делом политической напряженности.
По сведениям FT, обвинения были готовы уже в 2013 году, но окончательное решение сначала откладывалось для того, чтобы не раздражать Россию, а затем - чтобы не осложнять ситуацию еще больше в связи с кризисом на Украине.
Да, отмечает газета, иметь дело с «Газпромом» - задача деликатная. Это не просто компания с государственным капиталом. «Газпром» - не только энергетическая компания, но и геополитический инструмент.
Российский президент Владимир Путин с самого начала дал ясно понять, что возражает против европейского расследования. Он принял закон, запрещающий государственным компаниям делиться информацией с иностранными регуляторами без согласия на это Москвы.
Разрешить разногласия между Брюсселем и «Газпромом» путем переговоров будет весьма сложно, считает FT, так как Россия не признает юрисдикцию ЕС в том, что она считает двусторонними сделками с отдельными государствами.
Соответственно, пишет Financial Times, нельзя исключать возможности эскалации, вплоть до прекращения поставок газа.
Но, несмотря на все эти риски, Маргрет Вестагер права, решив выдвинуть «Газпрому» официальные обвинения.
Нет практически никаких сомнений в том, что коммерческая политика «Газпрома» нуждается в контроле со стороны регулятора, в особенности в том, что касается его отношений с определенными странами Восточной и Центральной Европы, которые зависят от российских энергоносителей.
Среди прочего, «Газпром» обвиняется в том, что он накладывает ограничения на способность клиентов перепродавать природный газ, а также в том, что он навязывал им контракты, вынуждающие их покупать определенные объемы газа, хотят они того или нет.
Кроме того, Евросоюз недоволен тем, что «Газпром» не предоставляет доступ другим компаниям к своим трубопроводам, уничтожая тем самым конкуренцию.
Российская компания также обвиняется в том, что она устанавливает разные цены разным клиентам, не соответствующие никаким критериям - например, дистанции доставки газа или связанными с этой доставкой расходами. При подобной практике Литва платит за газ на треть больше, чем Германия.
Многие из этих методов «Газпрома» выглядят грабительскими. И все они противоречат правилам единого рынка ЕС, пишет Financial Times.
Позиция России делает выдвижение официальных обвинений неизбежным.
Позволить политическим соображением одержать верх над правилами рынка создало бы ужасный прецедент. В таком случае другие компании также могли бы прибегать к рыночным злоупотреблениям, а страны, которые пострадали из-за политики «Газпрома», имели бы полное право подать в суд на Европейскую комиссию.
Маргрет Вестагер не должна обращать внимания на угрозы прекращения поставок газа в Европу, предупреждает газета. В том, что касается газа, Европе может быть и нужна Россия, но России нужна Европа. Расположение ее трубопроводов не позволяет ей с легкостью менять своих клиентов. Несмотря на конфликт с Киевом, Москва отключала поставки газа Украине лишь на короткий период времени.
Но самое главное, считает газета, это то, что Европа должна оставаться верна своим собственным принципам. Российская тактика «разделяй и властвуй» делает посмешищем единый энергетический рынок Европы.
Поставив перед собой важную задачу либерализовать поставки газа, Еврокомиссия не может избежать необходимости что-то сделать с «Газпромом», пишет Financial Times.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: