|
Целью Москвы в конфликте на территории Украины является разжигание гражданской войны "на низком огне", чтобы страна увязла в политическом и экономическом кризисах и не смогла интегрироваться в Европейский Союз и НАТО. Так формулируют цель Кремля российские эксперты. При этом, кремлевские пропагандисты в рамках достижения этой цели уже во всю говорят о социальном взрыве, который осенью накроет Украину и ее руководство. Умалчивая, конечно же, об определяющей роли Кремля в подготовке такого взрыва.
Украинцы таким действиям могут противопоставить, в первую очередь, мобилизацию своих сил - и для того, чтобы помочь силовикам на востоке, и для того, чтобы пройти через экономические испытания и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге, и в центре Украины. От украинской власти тоже требуется немало. И главное - нужны четкие, взвешенные, понятные действия, чтобы и ситуацию на Донбассе стабилизировать, и экономику страны перезапустить.
О том, кто и чем может помочь украинской экономике в эфире "Громадського радио" говорил министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета.
- Сейчас много говорят о подписании Украиной соглашения об Ассоциации с ЕС, о его экономической части, о необходимости принятия огромного количества различных новых стандартов производства, которые очень существенно повлияют на работу украинских предприятий, желающих выйти на европейские рынки. Как это повлияет на их работу и нашу жизнь?
- Давайте, в первую очередь, говорить о возможностях. На самом деле это не автоматическое вознаграждение, это не значит, что, как говорится, "жизнь удалась" и можно расслабиться, пойти отдыхать, смотреть футбол и время от времени поглядывать в "Фейсбук".
Если речь идет о европейском рынке, то я надеюсь, что эти стандарты будут и в Украине, то есть будут также касаться и украинского рынка. У нас такой ускоренный путь развития и единственное, чего он требует - это таких сфокусированных, сконцентрированных усилий. Между прочим, не так много людей это понимает.
- А кто должен в первую очередь все это понять и сделать соответствующие выводы? Кто эти главные действующие лица экономической европерестройки?
- Первые действующие лица - это менеджеры, владельцы предприятий, предприниматели. Я подчеркиваю, это не то, что я хочу переложить свою ответственность, но надо понимать, что главная роль и задача правительства - это открыть рынки. Это в чем-то помочь, информационно помочь, привлечь капитал в страну, чтобы его было больше. Обратить внимание на образование, потому что оно во многом находится под государственным влиянием.
Но вот как побеждать на иностранных рынках - это не вопрос министерства экономики. Это вопрос людей, производящих товары и услуги, то есть товаропроизводителей, украинских предпринимателей и промышленников. И сейчас стоит задача сфокусироваться для того, чтобы одержать победу на рынке, который является чрезвычайно насыщенным, который гиперконкурентный, взыскательный и требовательный.
- Вам хорошо известен опыт Сингапура. Там вам пришлось поработать. Есть опыт многих других стран. Специфика Украины и одновременно серезная проблема, по-моему, в том, что несколько человек обладают целыми секторами экономики. Что с этим делать?
- Демонополизировать ...
- Да, но ведь придется бороться с олигархами, которые имеют миллиарды долларов. Среди этих олигархов есть, так сказать, и хорошие, и плохие... Скажем, к хорошим можно отнести тех, кто в нынешнее военное время реально поддерживает Украину и украинскую армию. Как тут быть? Тем более, что в Украине уже очень давно говорят, что с этим нужно что-то делать и демонополизировать, но этого не происходит.
- Им, олигархам, сейчас тоже не сладко, между прочим. Возможно из-за того, что такой капитал сосредоточен в их руках. Я думаю, что здесь направление работы должно быть с двух сторон. Сверху, если можно так сказать, то есть это государственное влияние и влияние госрегулирования. Здесь активным должно быть участие Антимонопольного комитета. Это все-таки его миссия - обеспечивать конкуренцию на рынке.
С другой стороны, это развитие малого и среднего бизнеса, который по существу должен создать эту конкуренцию для больших компаний. И здесь достаточно много работы, потому что в целом роль государства пока была не дружеской. В большинстве случаев оно зажимало малый и средний бизнес. И это вместо того, чтобы его поддерживать.
Средний бизнес занимает неестественно низкую долю в общем валовом внутреннем продукте Украины по сравнению с другими странами. Также нужно способствовать и развивать предпринимательский талант, то есть талант, который есть, но наверняка он должен быть еще больше. Когда мы увидим деятельность с обеих сторон, я думаю, острота проблемы, о которой мы говорим, будет уменьшаться.
Хотя полностью ее снять наверняка не удастся, потому что крупные компании - такие, скажем, как "General Electric" или "Samsung”, они в своих странах, да и в мире в целом, имеют достаточно мощное влияние.
- А чем Украина может быть интересна для рынков ЕС после подписания Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС? Ведь, как мне кажется, мы иногда и сами не очень понимаем собственной ценности для этой желанной Европы.
- Что мы можем предложить? Украинская земля богата и первое, что может пользоваться спросом - это украинские продукты, это то, что касается продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности. Мы можем также со временем говорить в этой связи об энергетике. А еще мы можем говорить о продукте украинских мозгов - это очень успешная сейчас IT-отрасль.
Я вот имел возможность встретиться с украинскими IT-шниками, представителями отрасли, имел разговор о том, чем мы можем быть взаимополезными, то есть чем государство, правительство могут помочь отрасли и чем отрасль может помочь стране для того, чтобы мы, к примеру, наконец перестали носить на заседания правительства пачки бумаг по сантиметров 40 и перешли на более современные методы электронного управления.
Я думаю, что эти новые области, они особенно интересны, все-таки за ними будущее. С большим уважением относясь к традиционным отраслям - металлургии, химии - нужно особое внимание уделять новым отраслям - IT, образованию, здравоохранению. Между прочим, ведь можно вести речь о том же медицинском туризме в Украине. Традиционные отрасли - они во многом трудоемкие, они могут привлечь большое количество людей, а вот сервисные отрасли - это продукт и головы, и рук. То есть это интеллектуальные отрасли во многом. И таким образом мы можем в целом иметь такой комплексный продукт украинской земли - не только чернозем, но и людей тоже.
- Как происходящее сейчас на Донбассе, в Крыму отражается на состоянии украинской экономики?
- Плохо оно отражается на состоянии украинской экономики. Мы видим ускорение темпов падения украинской экономики. Замедляются, если не закрываются, регионы и замедляются сектора. Это обычно имеет отрицательный факт.
- А есть какие-то цифры падения, возможно какая-то статистика?
- Мы говорим о том, что если первый квартал там было минус 1,1 процента, то прогнозы, которые делаются на весь год это минус 7 процентов. Это серьёзно, к сожалению.
- Мы справимся со всем этим?
- Я спрашивал у своего друга, который был членом сборной Советского Союза по горным лыжам - "Что является ключевым фактором успеха на горнолыжном склоне?" Он говорит - "Решающим является настрой на старте". Если мы считаем, что не справимся, то мы не справимся.
Вспомните и оцените ситуацию в стране 9 месяцев назад - мы справились. Я что хочу сказать, экономические проблемы, которые сейчас, они мощные, но это меньше, чем то, с чем мы справились. Даже несмотря на то, что происходит сейчас в восточных областях Украины.
- Мы сейчас можем мобилизовать страну экономически?
- Ситуация, как минимум, мобилизует страну с точки зрения военной. Мы начали понимать состояние вооруженных сил, обороны, а это, между прочим, то, что оба наших соседа на Западе и на Востоке делали десятилетиями, то есть они мощно, системно инвестировали в свои вооруженные силы.
Мы же имели многовекторную политику, мы думали, что у нас друзья везде и вокруг, все будет хорошо, ничего нам не грозит, можно тихонько зарабатывать по-разному свои деньги. Теперь мы понимаем, что эти времена прошли, угроза реальна и нам нужно сфокусироваться, сконцентрироваться и тратить на оборону столько, сколько тратят любые страны, которые хотят сохранить свою независимость.
- Проводить боевые действия и проводить реформы это можно делать одновременно?
- По моему глубокому убеждению можно. Расти и вести военные действия - это вероятно немного несовместимо, это трудно. Но делать реформы, все таки можно и на старте. Своих коллег я настраиваю также. Кризис есть хороший момент для перемен.
- Какими будут следующие шаги украинской правительства для того, чтобы возродить экономику?
- Мы продолжаем мощную программу дерегуляции, демонополизации экономики, упрощения бизнеса - это пакет из 20 законов, которые мы внесли в Верховную Раду. И часть уже принята.
Главная задача состоит в том, чтобы украинский предприниматель, менеджер, владелец тратил минимальное время на государство, то есть, чтобы государство требовало для себя минимального количества времени - скажем, несколько часов в год, чтобы заполнить декларацию. Все остальное время должно тратиться на то, как одержать победу над немецкими, шведскими, британскими, французкими, итальянскими конкурентами. Поскольку именно это является главной и наиболее сложной задачей. Рост возможен только там. Украинские предприятия начнут создавать рабочие места только тогда, когда начнут выигрывать конкуренцию, а конкуренция является глобальной.
Мы должны использовать этот шанс. Я не фаталист и не говорю, что это последний шанс, у нас еще много шансов впереди, но нельзя тратить шансы бездарно, то есть те шансы, которые нам даются, нужно использовать.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: