|
В украинском правительстве, наверное, работают оптимисты. Не еврооптимисты, конечно - вектор уже другой. Но все же. Похолодание на западе чиновники Кабмина надеются компенсировать потеплением на востоке. Хотя на данный момент обнадеживающих вестей из Москвы не слышно. В "Газпроме" о возможном пересмотре газового соглашения с Украиной ничего не знают. А что касается российских кредитов, то сам премьер Николай Азаров заявил во вторник, что подобные договоренности отсутствуют. Хотя он же тогда же уточнил, что в начале декабря украинская и российская стороны планируют сесть за стол переговоров, чтобы выработать дорожную карту для восстановления отношений.
Но вот вопрос - хватит ли у российской стороны желания и, главное, возможностей, чтобы оправдать оптимистические надежды украинских чиновников. Свой вариант ответа на этот вопрос есть у экономического эксперта Бориса Кушнирука.
"Ситуация в украинской экономике, к сожалению, продолжает ухудшаться. Это связано, в первую очередь, с глобальным кризисом, который имеет большое влияние на Украину, поскольку наша страна слишком зависима от экспорта. Но также сказываются и проблемы, которые возникли в отношениях с Россией в связи с намерением Украины подписать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом.
Но здесь нужно понимать, что те проблемы, которые мы имеем с Россией, они только отчасти имеют политический подтекст. В реальности ситуация значительно хуже. Ведь сама российская экономика, несмотря на то, что цены на российские энергоносители находятся на пике роста, начинает пробуксовывать. За 9 месяцев текущего года был нулевой рост в российской экономике. Уже в октябре было падение 0,6 процента. И если говорить об инвестициях в основной капитал, то они упали на 1,2 процента за 10 месяцев текущего года. И именно это главная причина того, почему российские предприятия отказываются покупать украинские инвестиционные товары, а именно они являются для Украины наиболее важной частью экспорта в Российскую Федерацию. Речь идет о машинах, оборудовании, вагонах, трубах, металле и т.п.. То есть именно инвестиционные товары сейчас не покупаются в России. И то, будут ли они покупаться, зависит уже не от решений украинской власти, а от самих российских субъектов хозяйствования, которые сворачивают инвестиционную активность.
К тому же, прогнозы российских специалистов по этому поводу достаточно пессимистичны. Они утверждают, и это практически общее мнение, что возможности для экстенсивного роста российской экономики уже исчерпаны. А надеяться, что российская власть начнет реформы, причем кардинальные реформы, необходимые для повышения конкурентоспособности российской экономики, роста доли высоких технологий в общем ВВП России - в это не верят даже оптимисты в российской власти. Поэтому с этой точки зрения нужно понимать, что надежды украинского правительства, связанные с восстановлением объемов торговли с Россиею хотя бы на уровне прошлого года, они, на мой взгляд, являются безосновательными. И это очень важно понимать с точки зрения тех проблем, которые Украина испытывает на сегодня.
Еще одним блоком вопросов является неготовность самой украинской власти проводить значительную часть реформ, потому что они являются непопулярными. А мы все понимаем, что с приближением выборов проводить реформы становится все сложнее. Власть не готова повышать цены на энергоносители для населения и осуществлять другие непопулярные шаги, связанyые с сокращением социальных выплат, на которых настаивает тот же Международный валютный фонд. Причем надо понимать, что МВФ не требует чего-то чрезвычайного. Он требует совершенно логичные вещи. Скажем , чтобы НАК "Нафтогаз" не приносил убытки и не высасывал деньги из бюджета, а стал таким, чтобы сам себя содержал, то есть, чтобы у него было достаточно доходов для обеспечения его деятельности. А для этого в реальности нужно, с одной стороны, действительно поднять цены на энергоносители - прежде всего, газ - для населения, но, с другой стороны, нужно проводить разделение компании и реализовывать те меры, которые как раз и были предусмотрены Соглашением об ассоциации с ЕС. К сожалению, этого мы не сделали.
В этой связи получить деньги от Международного валютного фонда вряд ли удастся, поскольку МВФ, тем более, если срыв подписания Соглашения об ассоциации станет реальностью, будет максимально придирчив к Украине. Таким образом, единственным источником получения ресурсов для удержания ситуации в украинской экономике останется только Россия. Но отношения с ней будут очень политически мотивированы. Давление на Украину будет усиливаться чрезвычайно, поскольку для украинской власти окно возможностей, в том числе, в части привлечения средств в Украину, будет сужено фактически к одной стране - России. С соответствующими последствиями, как для украинской экономики, так и для политической ситуации в стране в целом."
С.Сидорин, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: