КИЕВ
03:17
Брюссель
02:17
Москва
04:17
Суббота, 28 декабря 2024

Новости



Кто прав, кто виноват: почему Мукачево оказалось в огне

13 июля, 17:55  Политическая  Украина

Выстрелы из автоматического оружия и гранатометов, раздавшиеся в минувшую субботу в Мукачево, в 1500 км от линии восточного фронта и в 50 км от границы с Венгрией и Словакией, странами Европейского союза, достигли своей цели.

Но как в любой беспорядочной стрельбе можно ожидать смерти от шальной пули и ранения от рикошета, так и здесь - кроме прямых участников конфликта, которые находятся на виду и несут репутационные потери, существуют заинтересованные стороны, не стремящиеся к публичности, привыкшие чужими руками жар загребать.

 

Итак, есть конфликт между МВД и «Правым сектором» - он не сегодня возник, а является константой в отношении министра внутренних дел Арсена Авакова к добровольческим батальонам.

Есть давний конфликт между народными депутатами Виктором Балогой и Михаилом Ланьо, которых называть бизнесменами и тем более покровителями контрабанды закон не позволяет.

 

Есть конфликт внутри «Правого сектора»: под этим брендом существует и политическая партия, и добровольческое подразделение, бойцы которого воюют на Донбассе, и запасные части (их подавляющее большинство и все они находятся в тылу), и не поддающееся учету число пресс-секретарей, и миф, созданный российской пропагандой.

Последний, кстати, в Мукачево наконец получил документальное подтверждение и мог бы кормить политические ток-шоу на российском телевидении до Нового года, если бы не начало сезона отпусков.

 

Есть конфликт между народом и государством - такой же древний, как государственные институты. Конфликт неисчерпаемый и неразрешимый, поэтому он выносится за скобки - его интересы представляют другие сочетания антагонистов, помельче (см. выше).

Премьер-министр Арсений Яценюк в понедельник поручил председателю Государственной фискальной службы уволить всех сотрудников Закарпатской таможенной службы - от начальника до рядового состава. Возможно, пострадают даже уборщицы.

 

А министр Аваков, как сообщает Яценюк на своей официальной страничке в Facebook, должен провести «расследование фактов контрабанды и злоупотреблений на Закарпатской таможне и по его результатам возбудить уголовные производства».

 

При этом нести службу на Закарпатской таможне будут, как распорядился премьер, сотрудники, командированные со всей Украины (возможно, уборщицы, призванные из других областей, также внесут свой вклад в очищение власти). Но один же Аваков физически не сможет провести «расследование фактов контрабанды и злоупотреблений на Закарпатской таможне и по его результатам возбудить уголовные производства», значит, он будет опираться на силы местной милиции.

 

Но рядом с аккаунтом в Facebook бывшего председателя СБУ меркнет страничка в социальной сети премьер-министра Украины. Вот что пишет Валентин Наливайченко: «Люди и в Киеве, и на местах возмущены ложью, которой власть пытается прикрыть свое равнодушие и бездействие, сращиванием власти и криминалитета, процветанием коррупционных схем». Конец цитаты.

 

Заявление Наливайченко - это пример того, как самые разные политические фигуры и скрывающиеся за ними влиятельные силы, преследующие противоположные цели, попытаются - и уже предпринимают попытки - объединившись в безадресной критике украинской власти, замести следы своего бездействия, не поддающегося объяснению, «перевести стрелки», и, воспользовавшись ослаблением конкурента, занять его место.

 

Безусловно, главным выгодоприобретателем мукачевского конфликта является Арсен Аваков - он этого и не скрывает, а, напротив, демонстрирует, как он этого добивается, размещая нужные ему фрагменты оперативного видео в YouTube. Чужими руками, разумеется.

 

В долгой позиционной борьбе против отдельных добровольцев как вида, так и против добровольческих подразделений, глава МВД наконец получил козырь, о котором можно только мечтать. Стрельба в мирном городе, передвижение вооруженных людей как на параде, средь бела дня, которое сопровождается взрывами и перестрелкой с милицией. И здесь уже не имеет значения, по какой причине началось открытое противостояние, кто сделал первый выстрел - в воздух, в голову безоружного человека, не суть важно. Главное, что конфликт между МВД и добровольческими батальонами скрыт под бандитскими разборками двух вооруженных банд.

 

Выстрелы в Мукачево рикошетом ударили по волонтерскому движению - той его части, которая добивалась скидок при покупке снаряжения или находила партнеров по обеспечению украинской армии в странах Восточной Европы. В Польше и Чехии уже обратили внимание на номера внедорожников, на которых передвигались вооруженные люди с шевронами «Правого сектора». В комментариях можно прочитать много неодобрительных слов и об «ультранационалистах» в частности, и об Украине вообще.

 

Собственно, исход конфликта между Балогой и Ланьо должен бы интересовать только их двоих и их родственников. В интересах государства - избавиться от одного и другого. А именно - лишить их возможности влиять на что-либо за пределами супружеской компетенции.

Чтобы знать, кто придет им на смену - и придет ли, нужно обладать информацией от коренных жителей Мукачево и обитателей правительственного квартала в Киеве. Потому что центральная власть получила не только козырь в контексте бесконечных разговоров о децентрализации и правах регионов, но и счастливый шанс на установление законности и порядка. Не только в Закарпатской области, но и по всей стране.

 

Впрочем, куда больший толчок для реформирования государства и создания цивилизованных правил украинские власти уже получили полтора года назад, и продолжают расписываться в их получении. Ни массовые убийства на Майдане, ни аннексия Крыма, ни война на Донбассе, ни президентские, ни парламентские выборы не стали для высокопоставленных политиков точкой невозврата.

Ведь инцидент в Мукачево можно использовать не только для старта, но и в качестве тормоза. Поэтому точкой его не назовешь - максимум многоточие. Или так: Мукачево, точка на карте. И точка.

 

Александр Виноградов, Политека

 

Версия для печати








Обзор сети

Разместить рекламу