|
В отделы полиции Чечни стали вызывать родственников людей, указанных в списке жертв массовой казни, опубликованном ранее "Новой газетой".
Угрожая задержанием оставшихся в семьях мужчин, от людей требовали подписывать заявления о том, что их родственники, фигурирующие в списке, якобы ушли в Сирию, передает "Новая газета".
Также от семей требуют выдать заграничные и российские паспорта указанных в списке людей. По данным журналистов издания, в Сирию, где чеченское руководство занимается активной внешнеполитической деятельностью, были вывезены телефоны некоторых фигурантов расстрельного списка.
"Звонки с этих номеров могут быть использованы как доказательство, что люди из списка до сих пор живы и находятся за пределами Российской Федерации", - говорится в расследовании.
Версию о том, что расстрелянных людей задним числом пытаются выдать за сирийских боевиков, подтвердило и независимое расследование журналистов "Би-би-си". По их данным, родственников убитых заставляли подписывать пустые бланки протоколов или писать заявления, что их родные выехали из Чечни в неизвестном направлении и никаких претензий к сотрудникам чеченской полиции они не имеют.
"Новая газета" получила ксерокопии фототаблиц, составленных сотрудниками МВД по Чечне. Они плохого качества, однако их данные подтверждаются заявлениями родственников по фактам задержания их близких чеченскими силовиками.
В фототаблице, которая оказалась в распоряжении "Новой газеты", фигурируют трое задержанных: Исмаил Бергаев, Сахаб Юсупови 18-летняя Мадина Шахбиева. В результате ранений все они были госпитализированы в ГКБ №?9 г. Грозного. После помещения в больницу, по сведениям «Кавказского узла», задержанным была оказана медицинская помощь (Мадине Шахбиевой ампутировали раздробленную пулей ногу), общее состояние всех троих позволяло «принимать участие в следственных действиях».
Однако в фототаблице напротив фотографии Шахбиевой указано: «22.12.2016 скончалась в ГКБ №?9».
Обстоятельства смерти Шахбиевой доподлинно неизвестны. По данным «Мемориала», «девушку живой забрали из больницы родственники и впоследствии при неизвестных обстоятельствах убили. А затем тихо, не устраивая поминальных обрядов, похоронили на кладбище родного села Шалажи Урус-Мартановского района Чечни».
По данным «Новой газеты», Мадина Шахбиева является племянницей близкого к депутату Адаму Делимханову чеченского силовика Шахмана Шахбиева. В Чечне это обеспечивает вполне достаточный мотив для внесудебной расправы. Дело в том, что участие Мадины Шахбиевой в нападении на полицейского чрезвычайно скомпрометировало ее семью и родственников, а «убийство чести» с точки зрения негласных чеченских законов как раз могло бы семью реабилитировать.
Бергаев и Юсупов были, по данным «Новой газеты», расстреляны месяц спустя в Грозном на территории ППСП им. Ахмата Кадырова.
"За 100 дней, что идет доследственная проверка, следователи до сих пор так и не опросили никого из родственников задержанных и предположительно убитых жителей Чечни. Более того, журналисты «Би-би-си», ведущие параллельное расследование, выяснили, что Следственное управление Следственного комитета Чечни (СУСК ЧР) на протяжении всего этого времени отказывается принимать у родственников заявления о бесследном исчезновении их близких", - говорится в расследовании.
В распоряжении «Новой газеты» имеется еще одна полицейская фототаблица, в которой фигурируют 67 жителей Чечни, задержанных в прошлом декабре и в январе этого года.
В этой таблице также присутствуют фотографии всех 67 человек, сделанные, очевидно, сразу после задержания. На некоторых фотографиях зафиксированы явные следы физического насилия, на других фото мы видим, как задержанные прикованы наручниками к батарее или шведской стенке. 47 человек из числа упомянутых в этой таблице были привлечены к уголовной ответственности. Один человек был передан в Центр по противодействию экстремизму МВД по ЧР и судьба его неизвестна. 5 человек были отпущены. Остальные 14 человек, обозначенные в этой таблице, были, по сведениям "Новой газеты", расстреляны.
Информация из этой полицейской таблицы подтверждается заявлением, с которым родственники задержанных на протяжении восьми месяцев обращаются во всевозможные республиканские инстанции.
В этом заявлении указаны полные данные и дата задержания 13 парней. Данные всех человек полностью совпадают как с полицейскими фототаблицами, зафиксировавшими факт задержания, так и с расстрельным списком "Новой газеты".
Заявление подписали 13 матерей и отцов, в нем указаны номера телефонов подписантов, их адреса. Заявление зарегистрировано 14 июля, то есть через 5 дней после публикации о массовом расстреле в Чечне.
По данным «Новой газеты», на днях всех этих людей заставили подписать заявления о том, что их сыновья «ушли на войну в Сирию и претензий к сотрудникам чеченской полиции не имеют».
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: