|
Киеву удалось убедить кредиторов о реструктуризации и списании долга. И это – в условиях нового мирового кризиса. Эксперты "ломают головы", как это удалось сделать, не плата ли это западного мира за то, что Украина таки меняет свою Конституцию, и предполагает в ней особый статус оккупированных районов? Вот этот вопрос вызывает сейчас наибольшие дискуссии и в среде политиков, и простых граждан. Об этом информирует tsn.ua.
В понедельник, 31 августа, Украину ждет едва ли не важнейшее событие последнего времени – начало изменений Основного Закона, которые определят жизнь украинцев на много лет вперед, даже при нашей любви перекраивать Конституцию. Потому что установят, где будут наши деньги, сколько их будет и кто ими и нами будет распоряжаться. А главное, станем ли жить лучше?
Но изменения через парламент идут со скрипом. Скандалов больше, чем достаточно. Уже "попахивает" даже криминалом.
Предстоящие изменения в Основной Закон начали проходить полтора месяца назад сквозь стычки в Верховной Раде. В результате кулачных и интеллектуальных боев проект набрал необходимое количество голосов и был отправлен в Конституционный суд.
"Он (суд) оценивал этот законопроект на предмет соответствия двум статьям Конституции, которые говорят о том, что Конституция не может быть изменена, если предлагаемые изменения ограничивают или отменяют права и свободы человека или гражданина, или если они посягают на суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины", – отмечает судья Конституционного суда Николай Мельник.
Суд проявил беспрецедентную оперативность и уже 31 июля дал свой вывод – реформа не противоречит действующим законам.
Спикер парламента Владимир Гройсман назначил рассмотрение в Раде 31 августа, с тем, чтобы быстро проголосовать изменения в первом чтении.
Это форсировало противоречия в правящей коалиции, которая фактически поделилась на тех, кто "за", и тех, кто "против". "Ляшковцы" категорически отказались поддерживать реформу, "Самопомич" тоже протестует. Главная причина – в Конституции прописываются особые условия для Донбасса.
"Базовый риск – это риск реинтеграции "ДНР" и "ЛНР" в Украину. Гражданскому обществу придется столкнуться с ситуацией определенной легитимизации главарей бандитов из "ДНР" и "ЛНР" в Украине вцелом. Конечно, гражданское общество, воины в АТО с этим не будут мириться. Конечно, общество будет на это отвечать собственной стратегией", – говорит участник общественной инициативы "21 ноября" Андрей Длигач.
Отдельный закон уже предусматривает амнистию для тех, кто участвовал в войне на Донбассе, формирование нынешними сепаратистами собственных отрядов милиции, назначение своих прокуроров и судей и невозможности центральной власти влиять на местную. Однако часть коалиции убеждена, что этим нормам не место в Основном Законе.
"Надо понимать – как только это станет нормой Конституции, то это перестанет быть войной. Это станет внутренней проблемой Украины. Вот тогда это станет украинским кризисом, конфликтом на Востоке Украины и так далее. То есть это станет уже юридически так. Это беда и поэтому нельзя этого допустить", – говорит заместитель председателя Верховной Рады, нардеп от "Самопомочи" Оксана Сыроед.
Президент настаивает на именно таких изменениях. На этой неделе он убеждал и общественные организации, и депутатов, что другого выхода в геополитических обстоятельствах нет. На Украину давят как враги, так и партнеры.
"Мы обеспечиваем режим прекращения огня. Мы обеспечиваем четкое взаимодействие с ОБСЕ. Мы обеспечиваем отвод тяжелой артиллерии. Обеспечиваем политический процесс продолжения конституционного процесса, как составляющей выполнения Украиной обязательств Минских соглашений. И в понедельник, 31 августа, на внеочередной сессии украинский парламент, я надеюсь, поддержит мое представление изменений в Конституцию в части децентрализации. И таким образом Украина завершит выполнение политической составляющей", – отметил Порошенко.
Президент рассчитывает, что демонстрацией своей политической дисциплины Украина достигнет более жестких, более действенных санкций в отношении России и большей поддержки от Запада. Частично это уже работает – международные кредиторы на этой неделе списали Украине 20% долгов.
Взаимосвязь еще более очевидная после сообщений вроде вчерашнего, что "Путин обсудил с Меркель и Олландом украинскую конституционную реформу". Это – еще одна причина прогнозируемых завтрашних боев в парламенте.
"Обсуждение будет очень бурным, очень жарким. Но, к сожалению, мне кажется, очень непрофессионально. Фактически 90% политиков поделились на два лагеря. Одни кричат, что надо немедленно поддержать президента и за все, что он подал, проголосовать, не читая. Другие кричат, что это предательство, что это недопустимо поддержать вообще ни в коем случае, что изменения в Конституцию вообще вносить нельзя, никаких реформ нам не надо. Ни те, ни другие не ссылаются на нормы этого законопроекта, не предлагают выход из этой ситуации, не предлагают, как можно усовершенствовать", – отмечает председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
Конституционные изменения в действительности дело долгое. На одной сессии должны их принять в первом чтении. Затем возможен повторный анализ Конституционного суда. На следующей сессии – окончательное утверждение. Тогда уже нужны будут 300 голосов депутатов, а достичь этого крайне непросто.
Скандал на этой неделе – глава "Самопомочи" и мэр Львова Андрей Садовый заявил, что членов фракции пытаются запугать и подкупить, чтобы те проголосовали "за". Генпрокуратура вызвала его на допрос, спикер Гройсман призвал к расследованию.
Тем временем глава крупнейшей фракции "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко делает свой прогноз.
"31-го числа, на этой сессии, мы должны собрать простое большинство – не менее 226 голосов. И я имею твердое убеждение, что она будет продемонстрирована во время голосования. А далее, после завершения местных выборов, мы поговорим об окончательном принятии конституционным большинством этих изменений", – сказал Луценко.
За политическими скандалами напрочь потерялось обсуждение важных, системных изменений в государстве, которые тоже вводятся реформой. То, что будет влиять на нашу жизнь ежедневно: децентрализация, префекты, расширение прав общин и их укрупнение и финансовая самостоятельность. И одновременно – усиление президентской вертикали. Впрочем, сложный механизм не заработает сразу.
"Изменения в Конституцию не являются автоматически источником порядка и развития государства, как это сегодня пытаются показать. Не меньшее значение имеют системные вопросы: отношения власти и бизнеса, например, как происходит государственное управление и тому подобное. Как таковой дискуссии вокруг этих предлагаемых изменений, я считаю, и не было", – говорит политолог Олеся Яхно.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: