|
Украина может получить от Германии кредит на 500 млн евро, из которых 200 млн выделят на макроэкономическую поддержку. Это главный итог вчерашнего визита Петра Порошенко в Берлин. Правда, есть одно ограничение: договор о выделении средств еще не заключен — его обещают подписать до 1 апреля. Об этом пишут vesti.
Накануне поездки украинского президента на встречу с Ангелой Меркель обсуждались две темы предстоящих переговоров: в Киеве говорили о планах убедить канцлера в необходимости ввода европейских миротворцев в Донбасс, в Берлине — о желании добиться от украинской власти выполнения Минских соглашений от 12 февраля. Судя по заявлениям, повестку дня явно определяла Меркель.
Канцлер Германии проигнорировала появившееся позавчера в «Бильде» высказывание Порошенко о том, что Минские соглашения фактически не выполняются. Оценка Меркель оказалась совершенно иной. «Что касается минской встречи, прекращения огня, отвода тяжелых вооружений... все это сейчас более-менее соблюдается», — отметила она. И обозначила перспективу: «Все это должно улучшаться. Мы будем поддерживать работу группы по трехстороннему контакту».
На этом фоне изменилась и риторика украинского президента — в Берлине он выступил как рьяный сторонник Минских соглашений: «Наша четкая и общая позиция: альтернативы Минску не существует. Минск должен работать, и все стороны должны четко выполнять взятые на себя обязательства».
Однако общими фразами комментарии к переговорам не ограничились — так, бундесканцлер определенно высказалась за необходимость внедрения в жизнь закона об особом статусе Донбасса: «Нелегко сейчас принять закон, который дает определенный суверенитет (этому региону. — Авт.), позволяет создать свою полицию. Это нелегко. Но наши мысли совпадают: нет альтернативы мирному решению конфликта».
В свою очередь, положительно отозвался об этом законе и Порошенко: «Закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей восстанавливает украинский суверенитет на этих территориях, и является главной целью нашего мирного процесса».
«Порошенко поддержал все мирные инициативы Меркель, и она поддержала решение о выделении кредита, — сказал нам источник в структурах Евросоюза. — При этом вопрос миротворцев, похоже, не обсуждался. Никаких установок от Брюсселя по этой теме не было».
Каковы итоги переговоров? Действительно ли Киев намерен выполнять Минские соглашения? Политолог Михаил Погребинский сомневается: «Президент сегодня клялся в верности Минским соглашениям, но вместе с этим представил в Раду постановление, которое означает, что эти соглашения никогда не будут выполнены. В нем записано, что особый статус начнет действовать после выборов в Донбассе, чего в прежней версии не было. Все это вносится единолично президентом, хотя 12-й пункт соглашений говорит, что все вопросы, касающиеся выборов, должны обсуждаться с представителями особых районов Донбасса в рамках контактной группы. Поэтому, когда Меркель похвалила украинскую власть за закон об особом статусе, она, видимо, еще не знала о новациях. Но, думаю, ей быстро объяснят, что Киев идет по пути нарушения соглашений».
«Выполнение Минских соглашений — стратегическая линия украинской власти, — считает политолог Александр Палий. — Наши военные не обстреливают противника, отвели тяжелое вооружение, а президент вносит в парламент постановление, позволяющее дать особый статус неконтролируемым территориям. Нам нужен мир для реформ. Особый статус будет предоставлен этим регионам после выборов. Что касается согласования вопросов проведения выборов в контактной группе, уверен, что этот, как и другие пункты соглашения, Украина выполнит».
Президент переписал особый статус Донбасса
На этой неделе парламент должен рассмотреть не только постановление, определяющее территории, на которых должен действовать закон об особом статусе Донбасса, но и внесенное президентом изменение самого закона, которое серьезно меняет его суть.
Согласно этим изменениям, закон вступит в силу не с момента принятия вышеупомянутого постановления, а только после того, как в «особом районе» пройдут выборы.
Что касается самих выборов, к ним предъявляется ряд новых условий — в частности, обеспечение голосования беженцев, возобновление трансляции украинских телеканалов и распространение украинских печатных СМИ, обеспечение равных возможностей всех участников избирательного процесса.
Наконец, главный подводный камень законопроекта, который делает его реализацию невыполнимой: условием выборов является вывод всех незаконных воинских формирований, боевиков и наемников. В чем смысл? Согласно закону об особом статусе, а также по Минским соглашениям предусмотрено создание местными органами власти некоей «народной милиции». В последнюю вполне могли преобразоваться (и легализоваться) вооруженные отряды ЛНР/ДНР. Теперь же подобная возможность перекрывается, и к моменту выборов никаких боевых группировок помимо сил АТО не должно остаться. Понятно, что на такое условие сепаратисты никогда не согласятся, так как в таком случае украинская армия быстро займет оставшиеся безоружными «особые территории».
Ранее спикер парламента самопровозглашенной Луганской народной республики Алексей Карякин заявил, что местные выборы на территории ДНР и ЛНР, которые прописаны в Минских договоренностях, могут состояться только после принятия изменений в Конституцию Украины.
Тем временем, заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко сообщил, что власти страны готовы разговаривать с представителями Донбасса, но не с полевыми командирами, а с теми, кого население региона изберет в ходе законных выборов.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: