|
Николай Азаров, а вместе с ним и ненавистная многим "азаровщина", жестко державшая за горло девальвацию с инфляцией, отбыли за границу. И гривня начала ослабевать. В чем, казалось бы, в таких условиях состоит задача грамотного авторитетного экономиста? Нет, врать людям, конечно, не надо. Но и панику сеять не следует... Что, в частности, почему-то сейчас делает доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ, неоднократный парламентарий и член бывших украинских правительств Владимир Лановой, рассуждают журналист газеты "День".
"Отметка 9-10 гривен за доллар не является максимальной, - прогнозирует он в комментарии УНИАН и довольно путано то ли объясняет, то ли пугает: - Люди не сдают деньги в банк на депозиты. Таким образом, становится понятно, что долгосрочные депозитные договоры, конечно, действуют, и люди на что-то надеются. Они не могут разорвать эти соглашения. И это сужает финансовые ресурсы банковского сектора, в частности финансирование дефицита бюджета, а следовательно, сокращены возможности получения финансирования бюджетной сферы - работниками-бюджетниками".
Не являются ли такие заявления прямой, преднамеренной и хорошо просчитанной информационной атакой на национальную валюту, от стабильности которой в огромной степени зависит благосостояние большинства граждан страны? Все экономисты, как показал опрос «Дня», это хорошо понимают. И, казалось бы, Национальный банк, который прекрасно справлялся с вызовами, которые возникали до сих пор, имеет все возможности, чтобы легко отразить это вербальное нападение. И это важно не только для регулятора, но и для всей страны. Ведь до этого ни один серьезный эксперт в своих прогнозах так низко гривну не опускал. Как сообщал все тот же УНИАН, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман считает, что курс гривны к доллару за вероятным сценарием упадет до 8,8 гривны за доллар. А самым оптимистичным сценарием будет укрепление курса гривны на уровне 8,4-8,5 гривны за доллар.
Один-два успокаивающих абзаца из Нацбанка, и народ просто посмеялся бы над выходкой Ланового. Поэтому наивный автор обратился в пресс-службу НБУ, надеясь оперативно, по телефону, получить соответствующий и вполне очевидный комментарий. Тем более что буквально на днях советник главы регулятора Валерий Литвицкий заявил в интервью одному из телеканалов: "Национальный банк Украины оценивает ситуацию на валютном рынке как стабильную и констатирует доверие населения к национальной валюте и действиям Национального банка Украины".
"Мы обнаруживаем факторы, влияющие на валютный рынок, видим, какие факторы фундаментального происхождения, какие ситуативного, эпизодического, можно даже сказать психогенного происхождения, а какие генерируются политическими обострениями. И всегда Центральный банк делает выход на валютный рынок вовремя, - объяснял советник. - Ситуация под контролем. Конечно, есть факторы ситуативного происхождения, какие-то опасения обострения политической ситуации. Есть и желающие специально генерировать девальвационные ожидания - валютные игры были, есть и будут. Задача Центрального банка - давать ответы на эти вызовы». «За последние 31 месяц инфляция в Украине составила в месячном измерении менее 0,5%. Этим следует дорожить", - призвал Литвицкий.
Но, похоже, его слова могут стать гласом вопиющего в пустыне. Обращение "Дня" в пресс-службу НБУ осталось без ответа. Ее глава через три часа сообщил: "Ваше обращение у руководства, но оно еще не приняло решения". Что происходит? Неужели из Грушевского велели "независимому" НБУ отказаться от курса на стабилизацию гривны и всей финансовой системы? Не связано ли это с тем, что министры - младореформаторы, которые рвутся к главному правительственному креслу, уже не видят другого пути к оживлению экономики, кроме непротивления девальвации и надеются, как следствие, получить ренессанс инфляционных процессов, которые якобы могут запустить экономический рост. Имеют ли перспективу такие намерения?
Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, похоже, ее не видит. "Сегодня главное - удержание экономической ситуации и проведение стабилизационных мероприятий экономики", - говорит он журналистам. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко также все свои надежды, видимо, возлагает на неизменность политики Нацбанка.
"Скорее всего, для НБУ главная цель - не допустить роста курса гривни выше 8,7 гривны, - все еще ??уверен аналитик. - В любом случае все попытки спекулянтов преодолеть отметку в 8,7 гривны НБУ отражал и явно будет отражать и дальше". По мнению Охрименко, «это должно успокоить эмоции и истерики и, как результат, - позволить стабилизировать курс гривны до отметки 8,2-8,3 гривни». «Очень важно убрать политические амбиции и прекратить уничтожать экономику Украины», - настаивает эксперт. Журналист опросил также его коллег.
КОММЕНТАРИИ
Андрей НОВАК, глава Комитета экономистов Украины:
- Острое политическое противостояние очень сказывается на валютном рынке, влиятельной системе, быстрее реагирует на все, что происходит в стране. Мы видим, что ежедневно происходит девальвация гривны. И глубина этого процесса будет зависеть от двух факторов (оба они политические): продолжительности политического противостояния и его итогов - кто победит, власть или так называемые демократические силы. К сожалению, экономические факторы сейчас в Украине не работают - все сейчас подчинено политическому кризису и его решению. Итак, прогнозировать курс гривны на самом деле очень трудно. И особенно с учетом того, что Национальный банк - единственный регулятор в этой сфере - имеет сейчас достаточно скромные золотовалютные резервы. Их сейчас, даже с учетом того пополнения, поступившего из России, совершенно недостаточно для того, чтобы тушить пожары на валютном рынке. Я думаю, что в связи с этим Нацбанк будет не ежедневно, а раз в неделю выходить на рынок со своими интервенциями, и они не смогут сдерживать девальвацию. Значительно активнее на нее будут влиять упомянутые политические факторы и особенно итоги противостояния. Если победят так называемые демократические силы, то на валютном рынке можно ожидать стабилизации. Если победит власть, возможен серьезный срыв курса и массовый отток капитала украинских бизнесменов, также будет подпитывать девальвацию как постоянный фактор.
Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине:
- У Национального банка достаточно рычагов и инструментов для того, чтобы контролировать ситуацию на валютном рынке. Более того, я считаю, что его выжидательная позиция во время последнего раунда девальвации правильная. Было бы нелепо немедленно рвать золотовалютные резервы и выбрасывать на межбанковский рынок как интервенции огромное количество валюты. В этом вопросе есть и «за», и «против». Валюту можно девальвировать плавно или одномоментно, сразу. В нашем случае политические причины и спрос населения заставили делать это быстро. По большому счету, в экономическом плане это правильно. И у Нацбанка сейчас есть все возможности закрепиться на нынешнем уровне. Более того, я считаю, что НБУ мог бы сейчас не мешкая расширить валютный коридор, добавив к нынешнему равновесному курсу плюс-минус 5% дополнительных колебаний. Это помогло бы их сглаживать. Но если политический конфликт не будет разрешен и давление на курс будет таким же мощным, то возможны любые сценарии. Однако то, что прогнозирует Лановой, не учитывает вообще ничего.
Александр Вальчишин, руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украина»:
- Если потерять контроль за финансовым рынком и дать ему слишком много свободы, то он, что называется, может перегнуть палку.
То, о чем говорит Лановой, конечно, возможно.
Но с точки зрения макроэкономики наша национальная валюта, по моему мнению, на уровне 10 гривен за доллар окажется очень недооцененной.
А судя по тому, что нынешняя власть сохраняет свои позиции, в том числе и в финансовом и банковском секторах, то, думаю, Нацбанк будет контролировать девальвационный процесс и обеспечивать необходимое стране мягкое ослабление курса и избегать резких и существенных колебаний.
Вячеслав Юткин, первый заместитель главы Проминвестбанка:
- Я думаю, что заявление Ланового просто политическое. Оно похоже на слова Тягнибока о том, что Украина на грани дефолта. Тем самым эти люди способствуют тому, что курс гривны превышает 8,5. Утверждение о том, что курс 9-10 гривен за доллар - это еще не максимальная отметка, само по себе изрядно напрягает ситуацию и становится психологическим фактором, гораздо серьезнее давит на рынок, чем реальная экономическая ситуация, хотя она, конечно, не блестящая. Но по опыту нашего банка, одного из крупнейших в стране, и других банков, можно сказать, что сейчас в Украине происходит то же, что и в 2004 году. Тогда многие прежде всего из-за нестабильности ситуации забирали гривню из банков и меняли ее на доллары. Они также очень четко реагировали на такие фразы, которые без ограничения тиражируют СМИ, и, таким образом, убеждают людей забирать из банков все деньги, менять их на доллары и складывать если не под подушки, то в банковские ячейки, а не на банковские счета. Эта опасность есть и сегодня. Потому что из памяти людей до сих пор не выветрился запрет на досрочное прекращение депозитов. В результате может обостриться и без того непростая экономическая ситуация, подогреваемая заявлениями о том, что Украина не в состоянии платить даже за подешевевший газ.
Возвращаясь к заявлению Ланового о девальвационных и, следовательно, также инфляционных ожиданиях, могу сказать, что они перечеркивают всю работу регулятора по стабилизации валютного рынка, делают его просто неуправляемым. И все же я уверен, что в нынешней тенденции, когда ресурсы паникеров, которые скупают доллары, закончатся, произойдет откат на прежние позиции. В результате многие от этого потеряют большие деньги.
Автор: Виталий Княжанский
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: