|
Нова цена на российский газ в 268,5 долларов за тысячу кубометров стала реальностью. Правда, пока всего лишь на три месяца. Реальностью стал и отказ Украины от поставок газа из Европы. В данном случае - на неопределенный срок. Это является одним, но не единственным, следствием низкой на данный момент цены на газ. И если чиновники из правительства не устают говорить о позитивах новой цены - и для потребителей, и для бюджета, то эксперты не забывают оценить и обратную сторону этой цены.
На что же еще повлияла или повлияет новая цена на российский газ - оценить это согласился эксперт аналитической группы "Дикси групп " Роман Ницович.
Финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украины"
Если взглянуть на дефицит компании "Нафтогаз", который ежегодно покрывается за счет государственного бюджета, то мы увидим устойчивую тенденцию к росту дефицита. В 2010- м году это было 7,4 млрд гривен, в 2011-м - 12,5 млрд гривен, в 2012-м это было уже 18 млрд гривен - причем сначала было предусмотрено 8 млрд, а позже дополнительно выделили еще более 10 млрд гривен, когда утверждали финансовый план компании. На 2014-й год проектом государственного бюджета предусмотрено на эти цели 14,9 млрд гривен. То есть мы видим, что по сравнению с прошлым годом снижение дефицита не такое уж и большое и оно не коррелируется со снижением цены.
Почему? Правительство мотивирует это необходимостью погашения предыдущих долгов "Нафтогаза", то есть еврооблигаций в объеме почти 1,6 млрд долларов, которые были реструктуризованы в 2009 году. Таким образом, фундаментально проблема дефицита "Нафтогаза" не решается.
Более того, сразу после достижения договоренностей с "Газпромом" правительство снизило тарифы на газ для промышленных потребителей и предприятий тепловой энергетики, что заложило основу для дальнейшего роста дефицита, ведь никто не подумал о том, что до 15 апреля страна продолжит использовать газ преимущественно из хранилищ, а этот газ был закачан туда по значительно более высокой цене. То есть, снизив тарифы уже сейчас, а не в апреле, правительство заложило это в дефицит компании.
На самом же деле, для того, чтобы решить проблему с оздоровлением "Нафтогаза", нужно сделать компанию прибыльной. А это возможно лишь двумя путями. Во-первых, через повышение тарифов, в том числе, и для населения - и оно должно быть постепенным и сопровождаться введением адресной финансовой помощи для незащищенных категорий населения. И, во-вторых, это реструктуризация самой компании, выделение активов, которые не являются прибыльными и их продажа, а также усиление прозрачности деятельности компании. Очевидно, что эти шаги, связаны с определенными политическим рисками, и правительство не демонстрирует готовности их выполнять.
Диверсификация источников поставок энергоносителей
Можно утверждать, что именно высокая цена на российский газ, которая была на протяжении последних нескольких лет, стимулировала правительство работать над поиском возможностей для диверсификации, то есть получением газа из других источников и путей. И на этом поприще, надо отметить, был достигнут значительный прогресс.
В частности, с ноября 2012 года были налажены реверсивные поставки топлива из Польши и Венгрии. И в прошлом году они достигли 2 млрд кубометров или около 7 процентов от общего объема импорта газа. То есть наша зависимость от одного монопольного поставщика - российского "Газпрома" - начала уверенно снижаться и она в принципе могла и дальше снижаться, ведь при посредничестве Европейской комиссии был подготовлен технический Меморандум со словацкой стороной, который бы обеспечил радикальное увеличение импорта газа альтенативного российскому.
Со стороны правительства также было высказано несколько интересных инициатив. Первая из них - это создание Адриатического газового коридора, который предоставлял возможность получать топливо из будущего терминала сжиженного газа в Хорватии. Не менее интересной и перспективной была и идея создания в Украине Восточно-Европейского газового хаба - открытой торговой площадки на базе украинских газовых хранилищ, который бы предоставлял возможность свободно покупать и продавать газ по более низким спотовым ценам.
Однако, как заявил недавно министр энергетики Эдуард Ставицкий, Украина приостановит импорт газа из Европы из-за того, что цена на российский газ является более выгодной. С одной стороны, это понятный и прагматичный подход. Но, с другой стороны, это довольно опасный шаг, поскольку закладывает целый ряд опасностей. Во-первых, "Газпром" может в любой момент, в любой квартал вернуться к предыдущей цене и предпринять это даже без согласования с "Нафтогазом" за счет возвращения к прежним условиям поставок. Во-вторых, теряются предыдущие наработки правительства по диверсификации источников поставок газа. И не известно, будут ли успешными попытки возобновить предыдущие договоренности в случае, если правительство решит вернуться к идее закупки газа в Европе.
Таким образом, усиливается зависимость от монопольного поставщика - от "Газпрома". И это довольно странный фактор, поскольку на других товарных энергетических рынках - таких, как рынки электроэнергии, угля, нефти и нефтепродуктов - в Украины нет зависимости от монопольных поставщиков, присутствует диверсификация с той или иной успешностью. И только на рынках газа и ядерного топлива такая доминирующая привязка к монопольному поставщику сохраняется. Однако, если в вопросах ядерного топлива правительство продолжает тестирование и использование топливных сборок других поставщиков, в частности, американской корпорации "Вестинхауз", то в случае с газом мы видим, что и диверсификация, которая была развернута, она сворачивается.
Добыче газа на территории Украины
Новая цена на газ также может потенциально ослабить инвестиционную привлекательность проектов по добыче в Украине собственного газа. Это касается не столько проектов разработки шельфа, сколько проектов по разработке залежей нетрадиционного газа.
Скажем, себестоимость сланцевого газа прогнозируется на уровне от 200 до 250 долларов. То есть при низкой цене на российский газ такое сырье может быть просто неконкурентоспособным на украинском рынке. А это значит, что компаниям-инвесторам будет выгоднее продавать свою долю полученной продукции за рубежом, то есть экспортировать из Украины.
Что касается производства синтетического газа, то есть из угля, себестоимость производства которого прогнозируется на уровне 225-230 долларов за тысячу кубометров, то здесь стоит отметить одну маленькую деталь. Министр энергетики господин Ставицкий, который рассказывал днями о перспективах производства синтетического газа, забыл упомянуть, что теплотворность синтетического газа является, по крайней мере, в три раза ниже теплотворности природного газа. То есть эту цену мы должны умножать, по крайней мере, на три, чтобы получить эквивалент цены на природный газ. Таким образом и здесь возникают вопросы относительно того, насколько будет выгодно производить такой газ при наличии более дешевого российского природного газа.
Сокращение потребления газа
Низкая цена на российский газ является фактором, который ослабляет экономические стимулы для экономии газа на предприятиях, для сокращения потребления этого газа. По итогам 11 месяцев прошлого года мы увидели, что потребление газа сократилось на 6,7 процента. Это в принципе довольно красноречивая цифра, если понять, что одним из стимулов к этому была как раз высокая цена на российский газ. И сейчас этот стимул фактически снят.
Таким образом, новая цена на российский газ, хотя и облегчила, однако не решила финансовых проблем "Нафтогаза", а также создала ряд угроз для диверсификации источников поставок газа , привязывая Украину к единому, монопольному поставщику газа.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: