|
Если будут общие интересы, то будет и сотрудничество. И таким может быть ответ на вопрос: что ожидает Украину после того, как она узаконит свои отношения не с Таможенным, а с Европейским Союзом. Общие интересы способны разрушить любый барьеры. Тем более надуманные. Недавние договоренности о создании Россией, Украиной и Казахстаном Причерноморского зернового пула подтверждают это.
Что же помогло этим странам сделать шаг навстречу другу другу - об этом в экспертной оценке Генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы.
Зерно сближения
Тема создания Причерноморского зернового пула присутствует в экономической истории Украины уже достаточно давно и, прежде всего, она поднимается по инициативе российской стороны. Почему это происходит? По расчетам авторитетных международных институций к 2020 году на долю стран СНГ будет приходиться около 50 процентов мировой торговли пшеницей. Понятно, что в таком случае, прежде всего, три страны - Россия, Украина и Казахстан - существенно увеличат свою долю в экспорте пшеницы и существенно увеличат свое влияние на зерновой рынок уже не только Черноморского региона, но и мира в целом. Безусловно, в этом контексте возникает соблазн скоординировать каким-то образом свою маркетинговую политику с тем, чтобы как-то влиять на развитие мирового рынка, иметь возможность в определенной мере диктовать условия на мировом рынке.
Идея есть, нужны инструменты
Когда говорится о зерновом пуле, то часто идет сравнение с нефтяными картелями. Там государства договариваются и определяют условия производства, объемы экспорта и таким образом пытаются повлиять на цены. Зерновой рынок в этом контексте имеет некоторые существенные отличия. В отличие от нефти зерно производится преимущественно частными хозяйствующими субъектами. Это касается, в том числе, и России, и Украины, и Казахстана. И аналогично экспорт зерна осуществляют преимущественно частные хозяйствующие субъекты. Поэтому тот инструментарий, который используется на нефтяном рынке тем самым ОПЕК на зерновом рынке практически недостижим, поскольку не идет речь о возвращении государства к производству зерна и к монополии на экспорт зерна. Поэтому очевидно, что должны быть наработаны какие-то другие инструменты, которые наполнили бы жизнью этот Причерноморский зерновой пул.
Координация - да, диктат - нет
Проблема, связанная с этой тематикой в предыдущие годы сводилась к тому, что, собственно, существует идея создания зернового пула, но достаточно четко ни на экспертном, ни на правительственном уровне не было объяснено - а каким образом эта идея будет воплощаться в жизни. То есть какой именно инструментарий будет использоваться в работе зернового пула. Звучали разные предположения.
Очевидно, что интересы российской стороны, здесь заключаются в том, чтобы в определенной степени моделировать процессы в Черноморском бассейне, тем более, что именно российская сторона является инициатором создания Причерноморского зернового пула. В тоже время, в Украины есть свои собственные интересы и, видимо, это далеко не тот вопрос, где надо прислушиваться к мнению старшего брата. Очевидно, что здесь должны доминировать как раз экономические интересы Украины. Тем более, что с российской стороны звучали и достаточно кардинальные предложения о необходимости согласования чуть ли не каждой зерновой позиции, которая экспортируется из Украины.
С другой стороны, есть определенные идеи, которые могут наполнить этот зерновой пул реалистичными инструментами имплементации. Речь идет о том, что было бы неплохо на уровне государства координировать вопросы осуществления аграрной политики, неплохо было бы обмениваться информацией о ценах, а также балансовой информацией. Приведу лишь один пример. Мы понимаем, что и Россия, и Украина являются достаточно существенными игроками на Черноморском зерновом рынке, и они не только в определенной степени зависимы от мировых цен, но и влияют на мировые цены. И если, например, Российская Федерация осуществляет интервенции и пытается поддержать цены, а Украина в тоже самое время такие интервенции не осуществляет и продает зерно дешево, то эффективность от российских интервенций будет достаточно низкой. Но точно так же будет и наоборот - если Украина будет осуществлять интервенции, а тем временем на рынок будет виходить дешевое российское зерно, то эффективность украинских интервенций будет достаточно низкой. Если в рамках этого соглашения будет говориться как раз об информационном обмене, о координации на уровне аграрной политики, то тогда никакого негатива мы не ожидаем. Если же речь будет идти о каком-то глубоком инструментарии влияния на рынок в той или в другой части - или на внутреннюю торговлю или на экспортную торговлю, то безусловно это можно будет оценить, как вмешательство. А вмешательство у нас, в постсоветских странах осуществляется в полуручном режиме и оно вряд ли может привести к чему-то хорошему. И тогда от таких идей лучше отказываться.
С.Сидорин, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: