|
Две недели позиционной борьбы за персональное голосование завершились на тех же позициях, на которых и начинались. Предложено было многое, но договоренностей, которые разблокировали бы работу парламента, нет. Пока.
При этом у многих появилась усталость. Причем, речь не только о фракции УДАР, которая на своих плечах, облаченных в красные регланы с надписью "Голосуємо особисто", вынесла две недели круглосуточного блокирования.
Касается это и фракции Партии Регионов, которая приложила максимум усилий, чтобы с фактами и оценками на руках, дискредитировать инициативу оппозиции о необходимости запуска системы "Рада-3" с сенсорной кнопкой и доказать, что она не гарантирует персонального голосования. Доказали. Но ближе к компромиссу после этого стороны не стали. Скорее наоборот. Поскольку доверия стало еще меньше.
Так что в понедельник, констатировав в очередной раз отсутствие прогресса на переговорах, оппозиция громко заговорила о необходимости проведения досрочных выборов. Причем, не только парламента – правовые основания для возможного роспуска которого только могут возникнуть через полмесяца, но и президента – для перевыборов которого правовых оснований на данный момент нет. Что заставляет относиться к этой идее, в первую очередь, как к методу давления на оппонентов. Тем более, что в Партии Регионов уже как-то с опаской относятся к досрочным выборам даже парламента. Если неделю назад представители фракции заявляли, что не боятся идти на выборы, только хотели бы их сделать на 100 процентов мажоритарными, то в этот понедельник все свелось к более простой и традиционной оценке: в условиях економического кризиса говорить о роспуске парламента – это большая глупость.
Может и глупость, но как вариант выхода из сложившейся в парламенте ситуации, досрочные выборы теми же экспертами рассматривается. Хотя и признается, как наиболее радикальный и наименее реальный. Как считает политолог Владимир Фесенко, роспуск парламента и перевыборы - это наименее вероятный сценарий, потому что он не отвечает интересам президента и власти, поскольку новый парламент может быть еще менее работоспособным и еще более конфликтным. С другой стороны, и большинство парламентариев - как в большинстве, так и в оппозиции - скорее всего, не заинтересованы в том, чтобы новая Верховная Рада прекратила свое существование.
Анализирую причины и мотивы блокирования, В.Фесенко главную причину подобных действий оппозиции видит в тому, что парламентское меньшинство таким образом пытается влиять на ситуацию в парламенте. Фактически оно ведет борьбу за политико-психологическое доминирование в парламенте. "Большинство в решение вопросов в парламенте пытается использовать свое численное превосходство, а меньшинство - хочет влиять на повестку дня и результаты работы парламента именно за счет использования таких вот силовых и ультимативных методов. Плюс еще, конечно, элементы пиара", - констатирует експерт.
Но какими бы ни были цели и мотивы блокирования работы Верховной Рады со стороны оппозиции, ситуация, по его мнению, сейчас оказывается патовой. Фактически видно, что ни парламентское большинство, которое представляет фракция Партии регионов, ни оппозиция не хотят идти на уступки. "Много разговоров о поиске компромиссного сценария разблокирования работы Верховной Рады, есть разные инициативы, но ситуация сейчас такова, что ее уже нельзя разблокировать быстро и просто", - считает експерт.
Хотя, как подчеркивает В.Фесенко, перед саммитом Украина-ЕС, который должен состояться 25 февраля, было бы очень полезно для страны продемонстрировать работающую Верховную Раду, потому что именно работающий парламент должен выполнить значительную часть нашей "домашней работы", без которой не будет подписано новое Соглашение Украины с Европейским союзом.
Если же компромисс в ближайшие дни не будет достигнут, тогда уже, скорее всего, после 25 февраля, по мнению политолога, может быть осуществлена попытка перехвата инициативы со стороны парламентского большинства. И если оппозиция не будет особенно противостоять этому разблокированию, тогда Верховная Рада вернется в привычный для себя и для нас режим работы.
То есть, подводит итог политолог В.Фесенко, наиболее вероятными все-таки есть два сценария - или достижение компромисса, когда все устанут от противостояния, или одна сторона попытается вернуть себе контроль над парламентом, а другая - не будет особенно этому противостоять.
В.Мирончук, ЧасUA
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: