|
В понедельник утром украинские депутаты должны были бы паковать свои чемоданы и спешить из теплых и не очень краев в Киев – на внеочередную парламентскую сессию. Но, к радости отдыхающих, с сессией не сложилось.
Оппозиция во внеочередном порядке планировала создать временную следственную комиссию, которая бы расследовала нарушения Конституции во время пребывания в заключении Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Также в планах было заслушивание информации Генерального прокурора, министра внутренних дел и председателя СБУ. А еще представителям оппозиции очень хотелось рассмотреть вопрос о политической ответственности глав МВД и СБУ, и выразить недоверие генеральному прокурору Украины.
Под требованием о созыве внеочередной сессии поставили свои подписи главы фракций «Батькивщина» Арсений Яценюк, УДАР Виталий Кличко, «Свобода» Олег Тягнибок, депутаты трех оппозиционных фракций и отдельные внефракционные депутаты. Всего, как утверждали в оппозиции, 158 подписей, при минимально необходимых 150-ти. Правда, их оппоненты из Партии Регионов засомневались в том, что все депутаты-оппозиционеры подписались лично. Этими сомнениями проникся также председатель Верховного Совета В.Рыбак, а с его подачи и Аппарат парламента. Так что спикер получил основания не спешить с подписанием распоряжения о проведении внеочередной сессии. В свою очередь, в оппозиции появились основания поинтересоваться – чего вдруг Аппарат парламента занялся выполнением несвойственных ему функций и стал проверять подлинность подписей. Тем более, что соответствующих специалистов там вроде бы нет. Да, и Регламент парламентский, по словам представителя фракции «Батькивщина» Андрея Павловского, предусматривает единтсвенное условие для созыва внеочередной сессии – наличие не менее 150-ти подписей депутатов, и нигде не определено – кто и как эти подписи должен проверять. А фракция партии УДАР даже заявила о готовности инициировать отставку Владимира Рыбака с должности председателя Верховной Рады, если он все-таки откажется созвать внеочередную сессию парламента.
Так, почему же – одна часть парламента так настаивала на проведении внеочердной сессии, а другая – так этому противилась.
Официально озвученная позиция те, кто «против», имеет три составляющие.
Правовую. Существуют сомнения в подлинности некоторых подписей, собранных под требованием о проведении сессии, так что до подтверждения достоверности, требование есть неправомочным.
Процедурно-политическую. Внеочередная сессия парламента все равно не примет никаких решений, поскольку у тех депутатов, которые инициируют эти решения, все равно нет необходимых 226-ти голосов. К тому же, 5 февраля начинает работу вторая сессия Верховной Рады 7-го созыва и все вопросы можна будет рассмотреть в плановом порядке.
Финансовую. Проведение внеочередной сессии Верховной Рады для бюджета будет довольно затратным. По словам В.Рыбака, внеочередная сессия обойдется бюджету в 3 млн. 672 тыс. грн., причем это не из расчета 445, а из расчета 300 депутатов.
У тех, кто «за» проведение внеочередной сессии, своя «двойная» официальная аргументация.
Правовая. Подписи под требованием собраны. Внеочередную сессию нужно проводить.
Морально-политическая. Когда под угрозой жизнь и здоровье людей – в данном случае, лидеров оппозиции – промедление смерти подобно.
Политические же эксперты дополняют эту официальную аргументацию еще и неофициальной.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, оценивая большое желание одних политиков проводить внеочередную сессию, и явное нежелание других это делать, обращает внимание на три момента.
Во-первых, по словам эксперта, было бы удивительно, если бы оппозиция просто сидела и смотрела, как раскручивается маховик нового судебного процесса, фигурантом которого выступает Ю.Тимошенко, и не осуществляла контрдействий, направленных проти инициаторов. Чем можно считать и вызов в парламент руководителей МВС, СБУ и Генпрокуратуры, и инициирование вопроса об их ответственности.
Во-вторых, информационные волны, поднятые вокруг созыва внеочередной сессии с такой понятной на Западе повесткой дня, это прекрасный способ еще раз привлечь внимание международного сообщества к ситуации вокруг Юлии Тимошенко.
Именно поэтому, и это, в-третьих, власть сделала все, чтобы внеочередной сессии не было, и чтобы ситуация вокруг Ю.Тимошенко успокоилась. Конечно, насколько это возможно. Что особенно важно накануне февральского саммита «Украина-ЕС».
Эту важность подтверждают и отклики из Европы. Как считает, к примеру, евродепутат и председатель комиссии межпарламентского сотрудничества «Европарламент-Украина» Павел Коваль, решение украинской прокуратуры вручить Юлии Тимошенко сообщение о подозрениях в заказе убийства Е.Щербаня повлияет и на календарь украинских-европейского диалога, и что еще важнее - на атмосферу двусторонних контактов.
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: