|
Украина получила правительство. Несмотря на несколько недель тщательных согласований, получила со скандалами. Что вполне закономерно — часть кандидатов были почти никому неизвестными «темными лошадками», многие из них вообще никогда не работали по тем направлениям, которые им теперь предстоит курировать, а за некоторыми тянулся шлейф криминала. Об этом пишут vesti.
Долгие торги
История согласования персонального состава Кабмина уходит корнями еще в первые дни после выборов. Тогда Блок Порошенко и «Народный фронт», получив первые результаты голосования, пытались наперегонки доказать свою победу на выборах, которая давала право первой ночи на формирование новой власти. Доказать не удалось ни тем, ни другим, поэтому Петру Порошенко и Арсению Яценюку пришлось договариваться.
Нахождение компромисса между президентом и премьером заняло около месяца и несколько раз было близко к срыву. Для соединения несоединяемого в Киев даже прибыл вице-президент США Джо Байден, после чего Порошенко был вынужден пойти на ключевую уступку Яценюку, отдав в премьерскую квоту одновременно МВД и Минюст, чего раньше он категорически делать не хотел. В качестве компенсации Банковая получила большинство в правительстве (ее квота составила 11 портфелей из 20), однако адекватным возмещением это все-таки не назовешь: как обходиться без большинства в Кабмине, наглядно продемонстрировала еще Юлия Тимошенко при заключении газового контракта 2009 года (за что, собственно, и села).
Впрочем, даже решив ключевые вопросы, коалиция определилась с составом правительства далеко не сразу. Последний раунд переговоров начался в субботу, продолжался все воскресенье, но даже в понедельник его завершить не смогли. Поэтому, хотя вчерашний день начался с бравурного сообщения координатора коалиции Юрия Луценко о полной готовности состава Кабмина, повестка дня парламента началась с перерыва. Сначала — до 12:30, а потом и до 16:00. В этот промежуток времени президент срочно предоставил украинское гражданство трем иностранцам, намеченным в министры, а переговорщики пытались увязать голосование по Кабмину с распределением парламентских комитетов.
По комитетам противоречий оказалось еще больше, из-за чего нардеп-порошенковец Николай Томенко даже обратился с трибуны к неназванным молодым коллегам (подразумевая прежде всего фракцию «Самопомощи»), мол, не стоит ложиться костьми за должности. В итоге за них будут голосовать в четверг.
Демарш
К 15:00 правительственные торги закончились. В сессионном зале собралась коалиция, которая впервые в истории парламента провела свое заседание в открытом режиме. И уже на нем выяснились два слабых места: во-первых, желание «Самопомощи» подробно заслушать и обсудить каждого кандидата в министры (что было очень похоже на желание затянуть принятие решения), во-вторых, желание нардепов-экс-журналистов из «Стоп цензуры!» провалить создание Министерства информполитики и назначение министром близкого к президенту нардепа Юрия Стеця.
В воздухе запахло скандалом, и он не замедлил случиться. В 17:00 спикер Владимир Гройсман, зарубивший не только идею голосовать за каждого будущего министра в отдельности, но и заслушать доклад каждого претендента, поставил на голосование утверждение состава Кабмина без обсуждения и получил (имея 304 депутата в коалиции) 229 голосов «за» при 16 «против», 9 воздержавшихся и демарш фракции «Самопомощи», тут же рванувшей к выходу из зала. Депутаты закричали: «Ганьба!»
Скандал
Спикеру пришлось срочно отыгрывать назад, объявив это голосование «принятием постановления в первом чтении» (хотя постановления в двух чтениях по регламенту не принимаются), и вызывать кандидатов на трибуну.
И первый же из них, кандидат в вице-премьеры от Радикальной партии Ляшко, Валерий Вощевский, нарвался на скандал. В розданной депутатам его официальной биографии оказалась запись: «2005–2006 гг. и 2008–2010 гг. — глава правления ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины», во время руководства ГК пытался украсть ГП «ДРСУ №100» ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины». Было возбуждено уголовное дело».
Нардеп от Блока Петра Порошенко Мустафа Найем задал вопрос об этом Вощевскому, что вызвало бурную реакцию Олега Ляшко. Он назвал это провокацией против его политической силы. Гройсман тут же пообещал разобраться, кто в аппарате парламента совершил подобную «диверсию». По неофициальной версии, текст в данном виде был просто взят из биографии Вощевского на украиноязычной версии «Википедии», и его скопировали, не прочитав. Но не все так просто: дело в том, что на странице Вощевского в течение вчерашнего дня, начиная с 09:45, полтора десятка раз вносились правки, благодаря которым текст о «воровстве» то появлялся, то исчезал. В последний раз он исчез в 18:49 и больше не появился. Так что, скорее всего, появление записи о криминале не было случайностью.
Депутаты продолжили заслушивать кандидатов в министры, и ситуация постепенно выходила из-под контроля. Видя это, Арсений Яценюк решил вспомнить, что по Конституции и регламенту именно премьер (а не спикер) представляет членов своего кабинета, и взял вожжи в свои руки. Дело пошло значительно быстрее. Яценюк не давал депутатам детально обсуждать кандидатуры, быстро всех представил в лучшем виде, после чего вопрос об утверждении нового Кабмина поставили на голосование пакетом (несмотря на протесты «Самопомощи»). Он набрал 288 голосов — не голосовала часть «Самопомощи» и ряд нардепов-экс-журналистов из «Стоп цензуры!», которые таким образом протестовали против создания Министерства информации во главе с близким соратником президента Юрием Стецем.
Собственно, последнее было одной из причин, по которым руководство коалиции настояло на пакетном голосовании, — боялись, что при голосовании за каждого кандидата в отдельности Стеця и Мининформ зарубят, а вместе с ним полетят и прочие договоренности по министрам.
Война за информацию
Тем временем война в СМИ против Мининформа продолжается. Этот орган тут же прозвали «Министерством правды» (намекая на «1984» Оруэлла) и назвали угрозой для свободы слова.
В окружении президента уверяют, что дело — в банальной конкуренции. «Мининформ может отобрать неформальные полномочия у ряда лиц и структур, влияющих сейчас на информационную политику власти. А у них сейчас очень сильно влияние как раз представителей «Стоп цензуры!» и других близких к ним организаций. Вот они и бунтуют», — сказал нам один из работников АП.
Впрочем, война продолжается. Уже после окончания голосования несогласные с Минформом разместили в соцсетях сообщения, почему они не голосовали за Кабмин.
Виктория Сюмар: «Не голосовала из-за Мининформации. Нельзя всю жизнь бороться за свободу слова и правду и создавать министерство пропаганды». Сергей Лещенко: «Воздержался при голосовании за правительство. Весь позитив новых лиц не может перекрыть факт создания Министерства информационной политики. И надо посоветоваться, как с этим жить дальше». И близкая к ним главред «Украинской правды» Алена Притула: «И вот вам, фашисты, министерство правды. Нет, Петр Алексеевич, нет, господин Яценюк, это очень плохое начало. Зря вы так с нами».
И примкнувший к ним «Укроп»
Кроме группы экс-журналистов воздержалась при голосовании за правительство только что созданная неформальная группа внефракционных — «Укроп» («Украинская оппозиция»), в которую вошли зам Игоря Коломойского в Днепропетровской ОГА Филатов и близкие к нему Ярош, Белецкий, Береза и Парасюк.
Не голосовали за Кабмин «Оппозиционный блок» (он в момент голосования демонстративно отсутствовал в зале), а также группы «неприсоединившихся» депутатов — «Экономическое развитие» (лидер — Хомутынник) и «Сила народа» (Еремеев).
Яценюк: 2015-й будет сложнее 2014-го
Трудные времена, непопулярные реформы, в том числе и урезание («оптимизация») социальных расходов — вот то, что пообещал Арсений Яценюк в своей речи при назначении Кабмина. Также премьер сообщил, что жесткие реформы — условие международных кредиторов: «Деньги просто так никто никому давать не будет... Дальше будет сложнее. И эти сложности мы все должны преодолеть». По словам Яценюка, Кабмин в этом году уже принял решение об оптимизации социальных расходов на 4,5 млрд грн, и в следующем году также нужно будет идти «по пути оптимизации социальных расходов». При этом, добавил премьер, на 19 млрд увеличены расходы на оборону, и в 2015-м ее также надо финансировать в неменьших объемах.
2015 год будет сложнее, чем нынешний, заявил Яценюк: «В течение шести месяцев мы еще будем ощущать минусовую тенденцию (в экономике. — Авт).
Версия для печати |
влажность:
давление:
ветер: