«На днях я принял участие в украинском ток-шоу», - пишет американский историк, специалист по истории Восточной Европы Тимоти Снайдер в своей колонке для Politico.
Формат передачи был необычным: шесть местных экспертов-профессионалов в сфере социологии и журналистики сидели за столом по трое, а четверо специальных гостей сидели по двое. В ходе программы неожиданно прибыли еще двое специальных гостей, которые выступали стоя. Ведущим был серьёзный украинский журналист Андрей Куликов.
Главный вопрос телешоу звучал так: «Может ли российская информационная война перерасти в Третью мировую войну?».
«Слушая дискуссию участников, я был поражен разнообразием и языковыми практиками политического класса Украины», - отмечает автор. Первым сюрпризом был спикер украинского парламента и еврей по национальности Владимир Гройсман. Он говорил по-украински. Вторым сюрпризом для гостей стал губернатор Одесской области и грузин по национальности Михаил Саакашвили. Он говорил по-русски, и говорил увлекательно. Двое из четырех специальных гостей были американцами. Один из них говорил по-русски, а второй - по-украински. Украинские гости говорили по-русски с русскоговорящими участниками, отражая общепринятый этикет украинцев. Говоря друг с другом, украинцы выбирали различные комбинации. Обычно они общались между собой по-украински, но пару местных экспертов задавали вопросы по-русски.
Один из специальных гостей, украинец, возглавлявший местную спецслужбу, ответил на некоторые вопросы по-русски, а на другие - по-украински, - отмечает Снайдер. При этом он постоянно ссылался на польских общественных деятелей, в том числе, на режиссера Кшиштофа Занусси. Ведущий переключался от одного спикера к другому, используя оба языка, и всегда оставался сдержанным. Украинцам из Киева, которые были слушателями в студии, нравилась передача, и они не обращали внимания на его двуязычие. Это двуязычный город, и это их повседневная жизнь, пишет колумнист.
До и во время шоу зрительская аудитория путем голосования высказывала свое мнение по главному вопросу ток-шоу. Так, 82% респондентов считают, что российская информационная война может привести к Третьей мировой войне. Их можно понять, ведь ранее в этом году Россия вторглась на юг и юго-восток Украины под предлогом защиты прав русскоговорящих граждан Украины, поэтому их взгляд на этот вопрос особенный. Украинцы не могли не заметить, насколько много людей на Западе всерьез воспринимали (а иногда воспринимают всерьез до сих пор) российскую пропаганду. Даже если какие-то права человека в Украине стояли под вопросом, отмечает автор, то это не должно было стать предлогом для вторжения.
Таким образом, пишет Снайдер, вторжение России в Украину для защиты права граждан говорить по-русски имеет не больше смысла, чем вторжение Германии в Швейцарию, чтобы защитить права немецкоговорящего населения, или вторжение Франции в Бельгию, чтобы защитить права франкоязычных жителей.
Источник: НВ
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: