Путин демонстрирует, что это он задает ритм сирийского кризиса: вчера он попытался превратиться из разжигателя войны в миротворца, объявив о выводе российских войск, пишут СМИ.
Теперь ясно, что борьба с ИГИЛ не была истинной целью вмешательства Москвы и даже задача по укреплению институций Асада была второстепенной. Главная цель - вынудить Запад, отшатнувшийся от России из-за Украины, снова иметь с ней дело.
"Вчера начались мирные переговоры по Сирии, прерываемые грохотом войны, - сообщает редакция The Times. - Хотя хрупкое перемирие продержалось 17 дней, воскресный взрыв заминированного курдскими повстанцами автомобиля нанес сокрушительный удар по соседней Турции. Война, бушующая уже почти пять лет, продолжает накалять обстановку в регионе и порождает сотни тысяч беженцев. Она опозорила арабский мир и обнажила нерадивость Евросоюза и западного общества в широком смысле. Она дала России стратегическую возможность, за которую ухватился Владимир Путин, попытавшийся вчера продемонстрировать драматичное превращение из разжигателя войны в миротворца с помощью объявления о частичном выводе российских войск", пишет ИноПресса.
Продолжит ли Москва бомбежки, будет видно, однако шансы создать правительство, которое ограничит исполнительную власть и будет уважать политический плюрализм, исчезающе малы, полагает издание.
"Если Асад не сможет передать власть легитимному правительству, единственной альтернативой, вероятно, окажется разделение страны", - говорится в статье. Раздел Сирии на российский протекторат в Латакии, управляемый алавитами, суннитское государство в центре и независимый Курдистан может показаться привлекательным, продолжают авторы. Но взрыв автомобиля в Анкаре в эти выходные "почти наверняка" был попыткой ускорить объявление независимости Курдистана, говорится в статье, а "такие теракты нельзя вознаграждать дипломатическим признанием, несмотря на то, что курды присоединились к союзу против "Исламского государства" (организация запрещена в РФ. - ред.).
Военные аналитики абсолютно не предвидели, что Россия выведет войска из Сирии, пишет корреспондентThe Guardian Шон Уокер. Расплывчато сформулированная цель российского вмешательства в Сирии - "борьба с терроризмом" - явно не достигнута: "Исламское государство" никуда не исчезло.
Но если Россия и впрямь выведет войска из Сирии, ее вмешательство не перерастет в затяжную операцию. "В армии к сирийскому конфликту относятся без большого энтузиазма, есть опасения, что операция выйдет за рамки первоначальных целей", - указывает американский эксперт Марк Галеотти.
Наблюдатели гадают, будут ли войска выведены на деле, но, как бы то ни было, заявление Путина стоит воспринять всерьез, продолжает автор. По его мнению, по карте российских бомбежек в Сирии ясно, что борьба с ИГИЛ не была истинной целью вмешательства и даже задача по укреплению институций сирийского государства была второстепенной.
"После событий на Украине никто не хотел иметь дело с Россией, и задача сирийской кампании состояла в том, чтобы вынудить Запад снова иметь дело с Россией, - сказал военный аналитик Александр Гольц. - Это достигнуто, и теперь Россия выходит из конфликта с минимальными потерями. По-моему, блестящий тактический шаг".
Заявление Путина о выводе основной части российских войск из Сирии явно приурочено к началу межсирийских мирных переговоров в Женеве, говорится в другой статье The Guardian. Этот шаг будет расценен как знак, что Россия предприняла достаточно усилий ради спасения режима Асада от краха, пишут журналисты Патрик Винтур и Шон Уокер.
Источники в западных дипломатических кругах восприняли шаг Путина со скептицизмом и изумлением. "Посмотрим, что это собой представляет. Это же Путин. В прошлом он объявлял о похожих уступках, но ничего не осуществилось", - сказал неназванный дипломат, присутствующий на переговорах в Женеве.
Делегация сирийской оппозиции в Женеве не была заранее извещена о заявлении Путина, но ее члены надеются: возможно, тем самым российский президент продемонстрировал, что он сам, а не Асад, примет решение о завершающем этапе игры в Сирии.
"Если практический вывод войск будет серьезным, это даст позитивный импульс переговорам", - сказал Салим аль-Муслат, официальный представитель Высшего переговорного комитета повстанцев.
"Основная цель России - занять одно из главных мест на переговорах о судьбе Сирии - явно достигнута", - говорится в статье.
"В сущности, они добились своих целей, - говорит о россиянах эксперт Марк Галеотти (Нью-Йоркский университет). - Стабилизировали режим, переломили ситуацию на поле боя - теперь режим берет верх, и теперь мы имеем прекращение огня и политические переговоры".
Со своей стороны, Аль-Муслат не считает, что российское вмешательство в Сирии сильно ослабило козыри оппозиции на переговорах. "Теперь мы как никогда близки к урегулированию", - сказал он в интервью.
Авторы статьи не сомневаются, что межсирийские переговоры будут крайне острыми. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем заявил: "Мы не станем разговаривать ни с кем из тех, кто хочет обсуждать президентский пост. Башар Асад - это "красная черта".
Аль-Муслат парировал: "Политический переходный процесс должен проводиться без Асада. Нельзя оставлять на посту убийцу, который убил полмиллиона человек и уничтожил страну". Правда, Аль-Муслат допустил, что Асад может временно сохранить свой пост, если будут даны четкие гарантии его отставки.
Во вторник президент Путин приказал начать вывод российских войск из Сирии, сообщает The Financial Times.
Белый дом объявил, что Обама "приветствовал крайне необходимое снижение уровня насилия". Однако Обама заявил Путину по телефону, что продолжающееся наступление сирийского режима создает риск для политического процесса под эгидой ООН.
"Некоторые повстанцы отнеслись к новости с опаской", - пишет газета. "Я пока не праздную. Возможно, это отвлекающий маневр русских. Мы им не доверяем, так что нам надо соблюдать осторожность", - сказал Бассам Хадж Мустафа, один из лидеров "Бригад Нур аль-Дин аль-Зинки".
Газета также приводит слова неназванного "регионального дипломата, который близок к России и сирийскому режиму": "Я стопроцентно уверен, что до сегодняшнего дня режим об этом не знал". Дипломат добавил: "Посмотрим, много ли войск они выведут на самом деле. (...) Этот шаг имеет смысл только если они железно уверены, что заключат соглашение в Женеве. Поэтому я думаю: либо мы вскоре получим жизнеспособное соглашение в Женеве, либо все это - только спектакль".
Газета полагает: "Для Путина российское вмешательство в Сирии - способ вновь утвердить роль Москвы как державы, имеющей влияние на глобальную политику далеко за своими пределами".
Что касается Асада, российские и зарубежные чиновники, осведомленные о дипломатических усилиях Москвы в Сирии, говорят: Россия досадует на то, что Асад недостаточно гибко идет на уступки попыткам политического урегулирования конфликта, добавляет издание.
"Отвод Путиным своих сил в Сирии, по всей видимости, означает, что противники Асада ослаблены настолько, что сирийский режим больше не нуждается в помощи России", - пишет в Tagesspiegel Томас Зайберт. Кроме того, это означает, что "российские авиаудары наносились не только по позициям радикальных исламистов, но оказались эффективны и против умеренной оппозиции".
Представители сирийской оппозиции отреагировали на заявление о частичном отводе российских войск из Сирии скептически, продолжает Зайберт. "Мы должны подождать и посмотреть, насколько масштабен будет отвод войск и в какие временные рамки он уложится", - подчеркнул представитель Высшего комитета по переговорам Монзер Махус в Женеве. "Российские сухопутные силы не имеют в решающего значения, так как их практически нет", но "ситуация в Сирии изменится коренным образом, если Россия прекратит воздушные удары".
Представитель оппозиции Салем аль-Меслет прокомментировал решение России так: "Никто не знает, что Путин имеет в виду. Но дело в том, что он с самого начала не имеет права присутствовать в нашей стране. Так что просто иди".
Заявление Владимира Путина о начале вывода "основной части" российских войск из Сирии застало всех врасплох, признает Le Figaro.
"Что это, реальный пересмотр политики или тактическое отступление, пауза, которая априори не касается группировок, считающихся террористическими: "Исламского государства" и "Джабхат ан-Нусра? - спрашивает автор. - По мнению некоторых источников, речь идет о маневре с целью дать переговорам в Женеве достичь реальных результатов. Москва якобы пытается укрепить позиции оппозиционеров, поддерживаемых Россией, то есть курдов, и других, тоже находящихся в Сирии и готовых сформировать костяк будущего переходного правительства, соглашение о котором - в программе женевских переговоров. В Москве эксперты считают, что речь идет об укреплении российской позиции на переговорах о будущем Сирии. Тем самым Кремль хочет показать, что готов смотреть дальше Асада, или что у него есть "план Б".
Вопреки утверждению Путина, цели российского военного вторжения в Сирию далеко не достигнуты, пишет автор. Если вопрос о спасении Асада кажется решенным, то другая цель - закрыть границу с Турцией - еще далека от реализации, а успехи армии Асада все еще непрочны.
"Путин в очередной раз показывает, что это он задает ритм сирийского кризиса. В начале российской кампании ооновские дипломаты настаивали на ее временном характере, напоминая, что Россия должна начать дипломатический процесс, имеющий целью передачу власти. Но передача власти оказывается организованной Кремлем", - пишет автор, рекомендуя отнестись к вчерашней инициативе с осторожностью.
По словам Путина, Кремль достиг почти всех своих целей в раздираемой войной стране, пишет The New York Times. Новость о выводе российских сил из Сирии "опровергла ожидания западных столиц и простых сирийцев, вызвав ожесточенные дебаты о намерениях России". Возможно, самые острые вопросы - как этот шаг повлияет на исход войны и что это будет означать для сирийского президента Башара Асада, предполагают журналисты Нил Макфаркуар и Энн Барнард.
Вывод российских войск не оставит силы Асада в полном одиночестве: он также пользуется поддержкой Ирана и "Хизбаллы", отмечают авторы статьи.
"Я сильно сомневаюсь, что Москва порывает с Асадом", - считает эксперт по Сирии из Вашингтонского института ближневосточной политики Эндрю Дж.Тэблер. Скорее, по его мнению, российское заявление "вновь перекладывает бремя военных действий на Асада, чтобы смягчить его позицию на переговорах".
"Путин достиг многих из своих основных целей: вернуть Россию в центр событий как мировую державу, предотвратить - по принципиальным соображениям - смену режима внешними силами, особенно западными, более прочно обосноваться в Сирии, уничтожить российских джихадистов на сирийском фронте и укрепить позиции Асада", - говорится в статье.
Также можно утверждать, что Путин практически ничего не теряет: Россия может когда угодно с легкостью возобновить удары со своей базы, и она в состоянии поддерживать сирийскую армию и других союзников Асада на местах российским оружием, одновременно снабжая деньгами сирийское правительство, пишет издание.
Россия хорошо помнит, как она увязла в продолжительной войне в Афганистане в 1980-е и о стоимости своего вмешательства в Сирии - это 3 млн долларов каждый день, в то время как падение цен на нефть и экономические санкции подрывают ее финансовую стабильность, говорится в статье.
"Заявив, по сути, об окончании миссии, Россия в некотором смысле признает, что уничтожение "Исламского государства" никогда не было ее главной целью - позиции группировки в большей части Северной и Восточной Сирии по-прежнему сильны", - подчеркивают журналисты.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: