На Банковой не зря перестраховывались насчет миланской встречи Петра Порошенко с Владимиром Путиным и лидерами ведущих стран Евросоюза: ее результат оказался минимальным. И рассчитывать на прорыв в ближайшие недели не приходится. По крайней мере, до формирования новой коалиции и правительства по итогам выборов в Раду. Не исключено, что на это и есть расчет Кремля — использовать нерешенность важнейших проблем для влияния на процесс формирования нового Кабмина. Чтобы он оказался более договороспособным с Москвой, чем Кабинет Яценюка. Об этом пишут vesti.
Правда, сам Петр Порошенко заявил, что результат все же имел место быть. "Были достигнуты три ключевых решения. Первое: стороны твердо остаются на исполнении Минского меморандума и концентрируют усилия на выполнении всех его 12 пунктов, — рассказал Петр Порошенко. — Второе: местные выборы, которые должны пройти в Донецке, должны базироваться на законе, который я вчера подписал, на территории, определенной Минским протоколом по состоянию на 19 сентября. Третья позиция: наш сдержанный прогресс в газовом вопросе. Мы договорились об основных параметрах контракта, и сейчас завершаются переговоры по поводу источников покрытия дефицита необходимых средств для его финансирования".
Однако за этими общими фразами ничего не стоит. Так, Путин, в частности, фактически признал проблемность фиксации демаркационной линии между Украиной и ДНР/ЛНР по линии фронта на момент перемирия или обмена территорий для выравнивания границы. "Выяснилось, что сами ополченцы — из некоторых населенных пунктов, которые должны быть ими оставлены. Их жены, дети там — они не могут уйти", — заявил он.
Еще одна нестыковка касается пункта минского соглашения о передаче всей украинско-российской границы под контроль украинских пограничников: хотя о необходимости этого регулярно заявляют и Киев, и европейские лидеры, на выполнение этого пункта не согласятся ни сепаратисты, ни Москва — так оно будет означать фактическую блокаду ДНР/ЛНР. А потому этот пункт реализовываться не будет.
Наконец, третий проблемный пункт — газ. После нескольких месяцев конфронтации Киев согласился-таки покупать газ по предоплате и оплачивать газовый долг по $385, то есть по цене, которую Москва предлагает еще с мая. Правда, при этом декларируется возможность, что в летний сезон газ будет покупаться по $325, но "Газпром" об этом ничего не говорит.
"Украина согласилась платить эту цену ($385. — Авт.), — заявил после переговоров глава «Газпрома» Алексей Миллер. — Также она согласилась с тем, что первый транш (долга. — Авт.) в $1,45 млрд должен быть заплачен до начала поставок, а до конца года должна быть погашена сумма в $3,1 млрд". Но, как сказал нам источник в Кабмине, до начала поставок (а это желательно не позже второй половины ноября) нужной суммы точно не будет, поскольку МВФ не даст денег до переговоров с новым Кабмином по дефициту бюджета (ожидается, что фонд выдвинет новые требования по урезанию соцвыплат), а это не раньше начала декабря. На ЕС в этом плане надежд еще меньше, хотя Кремль постоянно предлагает, чтобы газовый долг Киева оплатил именно ЕС.
Аналогично ситуация зависает и по Донбассу. "В ближайшие две недели ситуация будет поставлена на паузу, — говорит источник на Банковой. — У нас нет возможности идти на реальные договоренности, пока не пройдут выборы, а Путину нужно, чтобы сепаратисты провели свои выборы 2 ноября и таким образом легализовали свои "республики". В ноябре попытаемся договориться, но пока непонятно как. Путин хочет слишком многого, на что даже Янукович согласился только после трех лет торгов, то есть полного контроля над Украиной. И при этом он может позволить себе ждать, а мы — нет".
Источник в российских государственных СМИ сказал нам о новых установках по украинскому вопросу. "С одной стороны, есть пожелание показывать, как, несмотря на войну, налаживается жизнь в ДНР и ЛНР. Например, отопительный сезон в городе Донецке стартовал уже с 15 октября, в отличие от других регионов. С другой стороны, показывать, какой бардак и хаос творятся в большой Украине и что киевское правительство не может управлять страной", — говорит источник.
"Путин сменил тактику, став "жестким парнем"
Жесткую позицию Путина политологи объясняют новой тактикой. "Теперь он "жесткий парень", приехал явно не договариваться. И все, что было до сих пор, — двойная игра: и нарушения перемирия, и обстрелы, и выборы в ДНР/ЛНР не являются самодеятельностью, — считает Владимир Фесенко. — Появились риски обострения, как после минской встречи в августе, когда РФ ввела войска".
А вот шансы договориться по газу есть, но, опять же, только в случае, если мы решим вопрос с деньгами. "По оплате долга более-менее договорились, но денег у нас нет, и вопрос срочный. ЕС пока ничего не дает. Придется брать краткосрочный займ. И третий транш МВФ, очевидно, пойдет на оплату газа. Еще один камень преткновения — предоплата, которую требует РФ. Более того, открыт вопрос объема: сколько из 5 млрд кубов, что мы хотим получить на зимний период, согласятся прокачать, неясно. Схема, которую нам навязывают — оплата порциями, причем цена будет согласовываться каждый раз по-новому, — считает Фесенко. — И в любой момент нам могут отказать".
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: