Перелистаем отдельные страницы истории музыкального коллектива, жизнь которого нельзя отделить от трагической судьбы народа в прошлом веке. От Cимона Петлюры, через эмиграцию и до наших дней.
Национальную капеллу бандуристов можно назвать своего рода кобзарской сечью, начиналась она во времена гетьмана Павла Скоропадского (потомка гетмана Ивана Скоропадского), который во времена Украинской освободительной революции взялся по-настоящему развивать национальное государство.
Поэтому, в частности при содействии Председателя Директории УНР Симона Петлюры основана первая капелла кобзарей. Тогда она называлась Кобзарский хор, который возглавил Василий Емец. Это был первый в Украине художественный профессиональный коллектив. Именно с него начилась история и была основана новая традиция в бандурном искусстве - коллективное профессиональное пение зрячих артистов в сопровождении бандуры.
По давней кобзарской традиции учасники капеллы совмещали выступления с лекционной работой. Ведущий концертов рассказывал зрителям о происхождении кобзарского искусства и выдающихся певцах прошлого.
В 1935 году на основе Кобзарского хора и Полтавской капеллы создали показательную "Украинскую государственную образцовую капеллу бандуристов" . Руководителем назначили Николая Михайлова, а его помощником стал известный бандурист Даниил Пика (ученик Хоткевича и Афанасия Сластиона).
Объединенная капелла успешно гастролировала по стране. Однако репрессии НКВД нанесли ощутимый удар по лучшим артистах. По данным Уласа Самчука из книги "Живые струны", в 1935-м году 16 участников капеллы из 28-ми погибли в тюрьмах и ссылках.
Полтавскую капеллу бандуристов под руководством Владимира Кабачка организовалив 1925 году. Художник родился в селе Петровцы сейчас Миргородского района. С пяти лет жил в Полтаве и уже 7-летним мальчиком пел в архиерейском хоре , где получил первые знания тромбона в местном музучилище .
В течение 1913-1917 гг. учился в Московской консерватории по классу контрабаса, а затем вернулся в Полтаву, стал регентом собора, преподавал пение в школах. В это время он увлекся игрой на бандуре и за короткое время создал и сделал высокопрофессиональным коллектив бандуристов.
Популярность капеллы росла, стали частыми гастроли по СССР. Но в 1934 году руководителя капеллы арестовали по доносу . Освободившись через три месяца, в коллектив он уже не вернулся, а вскоре покинул Полтаву и нашел работу в Ленинграде в Большом драматическом театре им. М. Горького. Там же, влюбленный в украинское искусство, он организовал хоровую капеллу и капеллу бандуристов. Однако, уже в 1937 году он был вновь арестован и более 6 лет провел на Колыме. После освобождения выступал как солист - бандурист на концертах Ташкентской филармонии, а переехав в 1944 году в Киев, отдал себя делу воспитания художественной молодежи.
Владимир Кабачок воспитал более пятидесяти профессиональных бандуристов, создал два широко известных трио женских бандуристок. Прославился и как виртуозный исполнитель украинских народных дум и песен.
Тридцатые годы были трагическим временем для бандуры. К травле кобзарей активно приобщали украинских писателей. Так, Николай Хвыльовой писал о том, что следует положить конец "закобзаренню Украины", "выбивать колом закобзаренную психику народа", а Бажан в поэме "Слепые " называет кобзарей "нытиками" и "вонючими ошметками".
С началом Великой Отечественной войны все ведущие коллективы эвакуировали на восток, однако капеллу бандуристов в полном составе направили на фронт, где погибла часть ведущих бандуристов, в том числе и Даниил Пик.
Один из руководителей капеллы, Григорий Китастый, в 1941 году попал в плен. В течение некоторого времени находился в концлагере на Сумщине. При невыясненных обстоятельствах ему удалось бежать. Рассказывают об интересном факте: когда Григорий, скрываясь, бежал в Киев, он проходил через родное село легендарного бандуриста Остапа Вересая- Сокиринцы и ночевал именно в его семье.
В конце 1941 - начале 1942 Китастый собрал в Киеве всех бандуристов, создав ансамбль гастролировал на оккупированных территориях. Конечно, он понимал, что НКВД ему этого не простит.
В 1944 году коллектив выехал в Германию с надеждой на продолжение гастрольной деятельности. Но случилось совсем иначе: музыканты долгое время были заняты на тяжелых физических работах как остарбайтеры. Через некоторое время коллектив смог собраться снова и продолжить гастрольную деятельность.
После войны начали решать вопрос об эмиграции в США, пользуясь давним знакомством жены Китастого с женой Рузвельта Элеонорой.
Только в 1949 году им удалось выехать в Соединенные Штаты, где наши земляки создали всемирно известную Детройтскую капеллу бандуристов.
Посмертно Григорий Китастый награжден званием Героя Украины.
Во времена войны был вынужден эмигрировать еще один известный полтавчанин - Василий Гляд - мастер бандурного дела. Именно он изготовил инструменты для Детройтской капеллы, и назвал их "Полтавками".
35-струнные "Полтавки" имели свою особенность: переключатели под каждой струной (а не традиционный 1 переключатель на 4 струны), что давало дополнительные возможности переходить в другие тональности и разнообразие музыкальной окраски песни.
Несмотря на гибель и эмиграцию многих артистов Украинская государственная образцовая капелла бандуристов возобновила свою концертную деятельность, в 1951 году и ей присвоили звание "заслуженной" .
В послевоенное время древний инструмент начали осваивать женщины. Женские квартеты или трио бандуристок получили особое распространение в провинциальных городках и селах. Управления образования и органы КГБ заставляли их создавать "песни" и " думы " , которые превозносили бы советскую действительность. Однако, следует помнить, что именно благодаря таким женским коллективам сотни аутентичных произведений кобзарского эпоса не ушли в забытье.
С 1995 года капелла бандуристов носит имя известного композитора, дирижера, педагога Георгия Майбороды. В 1997 году капелле предоставлен статус Национальной. За годы своего существования она провела более 10 000 концертов по Украине, республиках бывшего СССР и за рубежом.
Искусство украинского народа капелла представила в Японии, Канаде, Франции, Швейцарии, Англии, Югославии, Германии, Аргентине.
Национальная капелла бандуристов сегодня
Капелла имеет свою жанровую особенность - все артисты (на сегодня их 72) поют и одновременно играют на бандуры. Причем применяется так называемый Зеньковский способ игры.
Хоровое пение в сопровождении нежно-серебристого тембра бандур, театрализация каждой песни создают незабываемое зрелище, пленяют сердца и души всех, кто хоть раз коснулся источников украинской песни в исполнении этого коллектива.
В разные годы с капеллой выступали украинские ведущие мастера вокала - Диана Петриненко, Анатолий Соловьяненко, Дмитрий Гнатюк, Мария Стефюк, Ольга Басистюк и другие.
На днях Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины отметила свое 95 - летие.
P.S. Искренняя благодарность супругам Ярославу и Раисе Чорногуз - подвижникам украинского бандурного искусства - за содействие в подготовке публикации .
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: