Политики, как правило, говорят то, что всем нравится. Но есть и другой вариант - говорить то, что не всегда нравится, но является правильным, доказывать и объяснять свою точку зрения. Это более долгий путь, и сложный. Но он правильный. В этом убежден глава Аграрной партии Украины, известный управленец Виталий Скоцик. И именно этот - правильный - путь он давно выбрал для себя. Тем более, что объяснять и доказывать сейчас есть что. И почему в Украине нужно вводить рынок земли? И почему важно крестьянину иметь право выбора? И главное - что на самом деле такой рынок земли может дать простому человеку? Аргументы и объяснения - в интервью для ЧасUA дал Виталий Скоцик.
Вместо стратегии лоббирование интересов
- Не так уж много существует согласованных документов, в которых можно найти ответы на актуальные вопросы или хотя бы подсказки - какими могут быть эти ответы. Один из самых «свежих» подобных документов - коалиционное соглашение, заключенное основными политическими силами, которые победили в ноябре на парламентских выборах. Какие ответы или подсказки Вы для себя в этом соглашении нашли?
- На коалиционное соглашение смотрят с точки зрения объединения интересов различных сил в коалиции. Но, с другой стороны, должен констатировать, что нет ни одного профессионального анализа соглашения с точки зрения «стратегического планирования» для парламента и президента в контексте движения страны вперед.
Возьмем, например, хотя бы ту часть соглашения, которая касается аграрной составляющей. Там есть масса вопросов. Мы находим простые, но странные, как для новой власти, вещи, где несколько человек неприкрыто лоббируют свои интересы.
Из коалиционного соглашения исчез вопрос рынка земли. Зато есть несколько тревожных моментов.
Первое, появляются пункты о том, что право аренды на землю можно продавать.
Во-вторых, договор аренды земли можно оставлять в банке, как залог.
- И для чего это сделано, по Вашему мнению?
- Да, возникает логический вопрос - на каком основании, без разрешения человека, владельца земли, договор аренды передается в банк в качестве залога?
На сегодня нет другой возможности эффективно пользоваться землей. Поэтому кто-то пытается создать дополнительные схемы, которые позволят получить финансирование в коммерческом банке, который в свою очередь получит финансирование в Национальном банке. Таким образом выигрывает некий частный бизнес.
Право продавать = сохранение земли
- Вы обратили внимание на то, что в коалиционном соглашении отсутствует упоминание о рынке земли. Почему отсутствует? Не потому ли, что все еще нет единства у политических сил в отношении этого вопроса?
- Что происходит со всей страной и аграрной отраслью, землевладельцами? Об этом никто не говорит. А надо честно и открыто говорить.
Нужен рынок земли. С 1 января следующего года. Нет ничего страшного, что кадастр не завершен. Понятно, что есть определенные проблемные моменты. Если где-то, в каком-то селе, не закончено распаивание, не наложены карты и т.д., там нужно завершить работу. Но, если есть акт государственной собственности на землю, если участок земли физически определен, если есть все необходимые документы, и они надлежащим образом оформлены, то почему бабушка не может продать своему соседу свой пай? Здесь нет проблемы.
- Как быть с иностранцами, которые хотят со своими деньгами прийти на украинский рынок земли? Какие еще ограничения уместно ввести?
- Иностранцам землю продавать нельзя! Можно ввести ограничения. Например, правило ограничения как в Западной Европе - 300-500 гектаров на одну семью. И тогда нет проблем. И крестьяне будут продавать землю друг другу, и рынок земли заработает, и экономика начнет дышать.
А дальше что? Когда найдется один или несколько владельцев, которые собрали деньги и купили 300 гектаров земли. У них будет сразу другое отношение к этой земле, к этому предприятию, потому что это будет их частная собственность. Они будут заботиться о ней лучше, чем, если бы земля была в аренде.
Человек без выбора - это рабство
- У простых людей по поводу функционирования рынка земли есть и другие опасения. Они говорят, что нельзя вводить рынок земли, потому что это будет рабство. Крупные собственники все скупят, а они будут работать фактически за еду.
- Если правильно установить ограничения и правильно создать коммуникации, то никакого рабства не будет. В политике, как правило, говорят то, что всем нравится. Есть и второй вариант - говорить то, что не всегда нравится, но является правильным, доказывать свою точку зрения, объяснять - почему это людям выгодно. Это долгий путь. Он требует больше усилий. Но он правильный.
- Тогда, давайте попробуем опровергнуть эти опасения и объяснить людям - в чем их выгода?
- Действительно, есть аргумент о том, что люди станут рабами крупных землевладельцев. Смотрите, значительная часть крестьян - это пенсионеры. Возьму конкретный пример. Есть бабушка, которой 82 года. У нее есть земельный пай. Она даже толком не знает, где он находится. У нее нет скота, который надо кормить, нет большого хозяйства. Какой выбор у нее сейчас? Ей предлагают подписать договор аренды на 15 лет, за который она будет получать, например, "тонну зерна" в год. Но зачем ей это зерно, если у нее нет свиньи или какой-то другой живности? Если будет рынок земли, то она получит больше вариантов. Она сможет продать свой пай, например, за
5-6 тыс $. Она сможет купить лекарства, провести газ, жить нормальной жизнью. Или появится хозяин, который скажет, что он не может заплатить сейчас 100%, но сможет отдать всю сумму за 2 года. Это нормальный процесс. Он структурирует село. Заработает экономика. Появятся деньги.
Землю никто не отберет
- Предлагаю расширить круг тех, кому стоит объяснять, и вспомнить о людях более молодого возраста, у которых другие потребности и возможности. Они часто опасаются введения продажи земли, в частности, того, что у них заберут землю, они ее лишатся?
- Не заберут. Во-первых, можно самому хозяйничать. Во-вторых, можно, как сейчас, сдавать в аренду, если не хочешь продавать. Но люди - и владелец, и потенциальный покупатель - получат право выбора. Сейчас выбора нет. Можно только сдать в аренду. В большинстве случаев на тех условиях, которые тебе диктует единственный арендатор, который есть в том конкретном месте.
Ведь свой пай сам человек никуда не перенесет. Он привязан к конкретному месту. Когда будет рынок земли, крестьянин сможет продать свой участок и это создает конкурентное преимущество. Это совсем другие деньги для села. Это то, что действительно дает селу возможность начинать дышать и двигаться вперед.
- Можно конкретный пример?
- Пожалуйста. Вот есть села: Счастливое, Пролиски. Наши ребята, которые там работают, кто водителем, кто на другой должности, ездят на работу на "БМВ" и на "Мерседесах". Откуда это все взялось?
У этих ребят была земля коммерческого назначения, которую они получили при распаевании местного хозяйства как имущественные паи. Продали эту землю с большим удовольствием. Купили детям квартиры, построили дома и теперь ездят себе на "БМВ" и "Мерседесах" на работу, где работают как обычные работники.
То же самое произойдет по всей стране, но уже с землей сельскохозяйственного назначения. Много людей сможет продать свою землю таким же украинцам, как они сами. Стал ли кто-то рабом от того, что продал землю? Станет ли кто рабом в будущем? Нет. Но люди смогут решить все свои жизненные вопросы.
Человеку нужно право выбора
- Но есть и такие примеры. Продал землю - купил "Порш-Каен", а потом нет денег на бензин...
- Пошел и продал "Порш-Каен". Это тоже наука для человека. Пошел за 100 тыс $ продал "Порш-Каен", купил "Рено"-дизель. Имеешь и машину, и деньги. Никого не будут заставлять продать землю. Держи ее. Но, если тебе понадобятся деньги, то ты сможешь продать свою землю.
Представьте - сколько из 6-ти с половиной миллионов украинцев, которые сейчас имеют землю, получат инструмент, за счет которого они могут получить средства. Государство им этих средств не дает. Государство не создает рабочие места. А здесь человек получает такую возможность. Пока человек не может продать свою собственность, он к ней относится по-другому - "виртуально".
А здесь получает возможность продать.
Но, повторюсь, при условии, если государство правильно выпишет все ограничения. Например, запретит продавать иностранцам. Введет ограничения по продаже одной семье не более 300 га для начала. Через 10-15 лет можно увеличить размер собственности для семьи до 500 га. Тот, кто купил эту землю, сможет внести ее залогом в банк. Получит средства. Построит мельницу. И люди, которые ездили молоть свое зерно на муку за 40 км, теперь будут делать это в своем селе.
- Хорошая перспектива. Но не всем такое под силу. У многих более будничные проблемы, намерения и потребности.
- Вообще-то надо смотреть в основу украинской нации. Украинцы всегда умели хозяйствовать. Я могу выйти на трибуну и кричать громче всех: "Не надо рынка земли". Я же не говорю шаблонами. Я говорю простым языком человека из села. Когда мне апеллируют: "Я не хочу продавать, я буду рабом". Я скажу: "Не продавай". Хочешь, чтобы оно осталось у тебя как есть, в аренде, пожалуйста! Это твое право, но ты не знаешь, что будет с тобой завтра в этой стране. Здесь нет страховой медицины, даже медицинские кассы, которые собирались в сельской местности, сегодня запрещены. Если завтра возникла потребность. Продал свинью, корову... А дальше что? У всех родственников собрал деньги - пролечился. Перед тобой стоит вопрос - или умереть, или найти деньги. Для многих людей это реальность. А так есть пай, и ты можешь продать его. Что ты от этого потеряешь? Ничего, потому что у тебя есть деньги. Ты вылечился - и живешь, и работаешь.
При введении рынка земли необходимо четко понимать, что земля являет основным средством в аграрном производстве, поэтому любые изменения не должны нести вреда работающим сельскохозяйственным предприятиям, гарантируя соблюдения условий договоров аренды до завершения их действия.
Автор: С.Сидорин для ЧасUA
Фото автора: асе250
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: