Согласно плану реформ, до конца 2016 года в Украине планируют ввести обязательное медицинское страхование. Сможет ли за столь короткий срок старая система здравоохранения, в которой до сих пор действуют советские принципы, перестроиться и стать такой как в Европе.
Как любая реформа, переход на новую систему потребует не только времени, но и ресурсов. Правительство заявляет, что благодаря всеобщему медицинскому страхованию будут сокращены лишние расходы на медицину. Чем может обернуться столь быстрая реформа медицины для простых украинцев?
Пока депутаты решают, хватит ли голосов в парламенте, чтобы проголосовать и быстро внедрить медицинскую реформу, эксперты приводят свои аргументы, которые могут превратить благое дело в ещё одну проблему для рядовых украинцев, пишет uapress.info.
Во-первых, обязательное медицинское страхование, это около 7- 9% отчислений с зарплаты украинцев. Это даст возможность получить от государства лишь гарантированный пакет минимальных бесплатных медицинских услуг. Фактически это означает, что медицина станет платной. Если учесть, что почти треть украинцев обращаются за медицинской помощью лишь в крайних случаях, то при введении платных услуг процент народного самолечения на дому может вырасти в разы.
Но без принятия закона о страховании медицинская реформа не сможет успешно работать. Кроме того, обязательное страхование должно учитываться налоговым и бюджетным кодексами. Ведь обещанный государством гарантированный пакет бесплатных медуслуг должен отражаться и учитываться в бюджете, который на 2016 год уже давно сформирован.
Кроме основных бесплатных услуг, также будут такие, которые государство сможет оплачивать частично. Для оплаты медицинских услуг, перед пациентом возникнет выбор - платить за них самостоятельно, или использовать свой страховой полис. В начале деньги пациентов за лечение будут поступать в такую госструктуру, как «Национальный фонд», а уже потом распределяться по больницам и поликлиникам.
Но есть опасность, что «Национальный фонд» станет очередным монополистом, который никто не сможет контролировать. А там, где без особого контроля сберегаются и распределяются огромные суммы денег, часто возникают коррупционные мотивы и схемы. К примеру, каким-либо лечебным заведениям «Национальный фонд» будет выделять средства, а каким-то откажет. Сослаться могут на простую экономию, ради которой собственно и проводятся медицинские реформы. Те медучреждения, которым значительно сократят финансирование из «Национального фонда», в лучшем случае будут обращаться к юристам, в худшем, искать посредников, чтобы решить вопрос за определенный «откат».
Так как в монопольной среде нет конкуренции, то и уровень сервиса государственной медицины, скорее всего, останется невысоким. Тарифы на медицинские услуги в государственных поликлиниках, скорее всего, будут на 10-20% ниже, чем в частых больницах. А вот уровень культуры обслуживания в приватных медучреждениях должен быть достаточно высоким, хотя бы из простого престижа и конкуренции в борьбе за богатых пациентов.
Введение в действие «Национального фонда» не гарантирует, что врачи станут лечить лучше. Обязательное медицинское страхование станет для государства дополнительным источником пополнения бюджета. Людям придется ежегодно отчислять из своих доходов определенную сумму денег вне зависимости, получили они медицинскую помощь или нет. Если раньше врачи получали от благодарных пациентов символическую взятку, то теперь оплата лечения будет совершаться сугубо через медстраховку. Такой факт может лишить врачей личной выгоды, а это значит, отношение ко всем пациентам останется халатное. Кроме того, при такой системе эксперты прогнозируют увеличение фактов фиктивной помощи, со стороны медиков.
При введении платных услуг планируется, что приём терапевта будет стоить пациенту от 150 гривен и выше. При этом пациенту ни что не помешает «договориться» с терапевтом оплатить услугу дешевле «напрямую». Чтобы избежать таких фактов, врач должен быть материально заинтересован обслужить как можно больше пациентов и получить за это премию или определенный процент. Чтобы исключить саму возможность дачи денег пациентом врачу, каждый прием больного должен фиксироваться в журнале, где будет указан тип страховки. Контролировать факт оплаты по медицинскому полису должен не сам врач, а отдельный человек, кто-то вроде кассира, который будет выдавать квитанции.
На приёме у терапевта или профильного врача суммы за оплату будут не столь большими, чтобы лекари рискнули брать взятки. А вот проведение серьезных операций, может привлечь нечистых на руку медиков. Может возникнуть соблазн проведения фиктивных операций, которые обходятся в тысячи или десятки тысяч гривен. Если финансирование операций будет производиться из «Национального фонда», то медики смогут вносить в список реальных медицинских услуг фиктивные. Как это сделать технически, скорее всего медики быстро придумают. Ведь не приставишь к каждому хирургу наблюдателя, чтобы оценить, насколько сложную и затратную операцию он проводит.
В идеале, переход на страховую медицину должен отучить врачей брать взятки или прикрываться добровольными пожертвованиями. Пациенты должны будут понять, что отчисления на обязательное страхование и медицинские полисы дадут медицине и страховым фирмам огромные средства, которые будут фигурировать в системе легально. Поэтому, приходя к врачу на прием, отпадет надобность платить ему нелегально второй раз.
С другой стороны, теперь наживаться на медицинском страховании смогут страховые фирмы. К примеру, чтобы избежать монополии на медицинском страховом рынке предлагается отдать страховую систему частным страховым компаниям. Для этого частники должны будут получить соответствующую лицензию. Какими будут условия получение такого разрешения, пока не ясно. Но как-то выбирать страховые компании всё-таки будут, а значит, кто-то из заинтересованных страховщиков может стимулировать тех, кто выдает лицензию.
Есть ещё один острый аспект, сейчас все финансовые расчеты привязываются к курсу доллара, а не к уровню зарплат. По этой причине страховые медицинские услуги могут быть довольно большими. Кроме того, страховые фирмы, которые будут обслуживать медицину, будут зависимы от стоимости медицинских услуг и лекарств. Для того, чтобы медицинская страховка имела приемлемую стоимость, необходим контроль государства за ценами на медицинские услуги и лекарства. Кроме того, сами страховые фирмы тоже должны иметь возможность участвовать в формировании стоимости страховой медицины. В таком случае конкуренция между страховыми фирмами позволит снизить цену на полисы. Те страховые фирмы, которые получат лицензию на выдачу медицинских страховок, вряд ли захотят значительно повышать стоимость полисов. Они будут заинтересованы, чтобы стоимость медикаментов была невысокой, а уровень обслуживания - качественным.
Пока что ни чиновники, ни страховые фирмы не называют хотя бы приблизительную сумму стоимости государственного полиса рассчитанного на год. Эксперты утверждают, что такая страховка будет стоить не менее 2 тысяч гривен.
Опыт грузинской медицинской реформы показал, что в ходе перехода на страховую медицину были проведены массовые сокращения медперсонала, а крупные медкомплексы сокращали количества коек в десятки раз. Урезая раздутый штат медперсонала, грузинская власть сэкономила множество бюджетных денег. И всё-таки, при всех плюсах медицинской реформы в Грузии медицинская страховка стала доступной не для всех. Сейчас не все малообеспеченные грузины могут себе позволить страховой полис или даже простой визит к врачу. Для Украины главное не повторять грузинский опыт, когда часть малоимущих пациентов просто была потеряна для медицинского страхования.
Если украинские медицинские страховки будут дорогими, а монополисты на рынке медикаментов будут навязывать свои цены, медицинское обслуживание будет не только платным, а ещё и недоступным для большинства украинцев. Не нужно забывать, что украинцы любят заниматься самолечением, покупать лекарства без рекомендации врача. К тому же, на Украине существует множество направлений нетрадиционной народной медицины. Так что, если дорогие медицинские полисы станут доступны лишь состоятельным гражданам, остальным малоимущим украинцам придется обратиться к народным методам лечения, или выбрать здоровый способ жизни.
Как любят шутить медики - «если деньги на лечение закончились, значит, пациент практически здоров». Успех введения медицинской страховки будет зависеть от её ценовой доступности. Если в реформе медицины будут заинтересованы коррупционные посредники, а не государство и простые люди, украинцы могут не осилить дорогую медицинскую страховку.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: