Журналист "Главреда" выяснила, насколько реальна угроза дефолта Украины и как он может повлиять на жизнь в стране.
9 мая Верховная Рада подала на голосование законопроект, разрешающий Кабмину вводить мораторий на выплату долговых обязательств. Несмотря на свой резонанс, документ был принят в течение нескольких минут.
"В случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину, мораторий защищает активы государства и госсектора. И в будущем не повлияет на наши двусторонние и многосторонние долговые обязательства и внутренние обязательства", — говорится в пояснительной записке к документу.
Такая инициатива правительства вызвала разговоры о высокой вероятности дефолта в Украине. "Главред" узнавал у экспертов, насколько реальна такая угроза и что это будет означать для жизни обычных украинцев?
Кредитный круг
На текущий момент Украина должна международным кредиторам почти 60 млдр долларов. Основную часть долгов наше государство нарастило при президенте Викторе Януковиче. По состоянию на 2010 год наша страна международных кредиторам должна была около 17,5 млдр долларов. Об угрозе дефолта эксперты говорили еще в 2011 году.
На конец февраля 2014 года долг Украины уже составлял почти 72 млдр долларов.
По словам премьер-министра Арсения Яценюка в 2014 году Украина выплатила 14 млрд долларов и получила еще 9 млрд кредитов от МВФ.
Сейчас разрыв между тем, какими ресурсами для погашения кредитов Украина обладает и суммой, которую нужно отдать кредиторам в этом году – огромна. Сблизить эти две точки не могут даже программы финансовой помощи, инициированные международными финансовыми организациями (МВФ, ЕБРР и пр).
Получить от МВФ в этом году правительство рассчитывает около 17,5 миллиардов долларов, также 7,5 млрд долларов от других кредиторов, но только 15 млрд из них она имеет право направить на погашение долгов.
В то же время, в течение следующих четырех лет Украина обязана погасить 30 млрд внешних и 17 млрд долларов внутренних долгов. Таким образом, непогашенными останутся 32 млрд долларов.
"Я скажу так: мы будем счастливы выплатить наш долг. Но на условиях, предложенных украинским правительством. И я прошу наших международных кредиторов пойти нам навстречу. Это будет справедливо. Украинский народ пожертвовал и заплатил слишком много", – заявил в интервью Finencial Times Арсений Яценюк, отвечая на вероятность объявления Украиной дефолта.
Такая ситуация не устраивает доноров, поэтому они настаивают, на том, чтобы украинское правительство договорилось о пролонгации кредитов. Но отсрочка долгов еще сильнее углубит кредитную яму, в которую попала наша страна.
По подсчетам министра финансов Натальи Яресько, продление внешних коммерческих займов в итоге увеличит долг Украины до 100% от ВВП. А у нашей страны обязательства перед МВФ – не превышать госдолг более, чем на 70% от ВВП.
В противном случае, МВФ свернет свою программу финпомощи объемом в 40 млдр долларов. А значит, своевременность выплат пенсий, пособий, льгот, зарплаты бюджетникам, осуществление инфраструктурных проектов, стабильность курса национальной валюты и пр. будет под очень большим вопросом.
Трудности переговоров
Дефолт также ничего хорошего не сулит. И это хорошо понимает правительство.
"Если Украина объявит дефолт, первое с чем столкнутся украинцы – с тотальной безработицей, задержкой выплат пенсий, зарплат, причем, не только в бюджетной сфере; инвесторы не посмотрят в нашу сторону еще как минимум 10 лет, банки свернут все кредитные программы, а это означает банкротство для многих бизнесменов, курс гривны обрушится", - перечисляет потенциальные риски Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Впрочем, по его словам, часть зарубежных инвесторов уже трактует принятие законопроекта о праве вводить мораторий на выплату долгов по кредитам.
"Украинские еврооблигации сейчас все хотят продать, причем продают их со скидкой 50%, только вот желающих нет. Инвестиционная привлекательность нашей страны невысока", - добавляет Охрименко.
"Частные инвесторы не дают деньги Украине под те проценты, которые наша страна могла потянуть еще со времен правительства Николая Азарова. Мы ведь поэтому и заняли у России те три миллиарда долларов, о которых сейчас так много говорят. Поэтому утверждение о том, что наша страна сейчас потеряла доверие со стороны инвесторов не совсем корректно", - возражает Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований.
Эксперты полагают, что инициировать данный законопроект правительство, а депутатов - быстро принять его – вынудил большой разрыв между дебетом и кредитом украинского бюджета.
"Переговоры по списанию части долга в правительстве видят как единственный вариант спасения ситуации, и данный законопроект нужен для того, чтобы на законодательном уровне закрепить право приостановить выплату по долгам. Что касается вероятности дефолта – поверьте, он может произойти вне зависимости от того, есть такой законопроект или нет", - считает Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины.
Нюансы убеждения
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что данный законопроект может стать козырем в переговорах с держателями украинских долговых обязательств.
"До недавнего момента договариваться с кредиторами о списании части долга у Украины не очень получалось. Возможно, этот документ станет дополнительным аргументом в переговорах", - полагает Александр Охрименко.
"Это рычаг давления на держателей долга – наше правительство получило поддержку парламента, которая дает формальное право не платить по долгам", - соглашается Александр Жолудь.
Впрочем, насколько такой метод давления на кредиторов окажется эффективным – покажет время. Судя по всему, выбор у нашего правительства невелик – при росте коммунальных платежей, падении курса гривны, кратном подорожании продуктов повседневного спроса и отсутствии качественных заметных реформ – задержке зарплат и пенсий, крушении бизнеса и дальнейшей девальвации качества жизни украинцев может привести к волне социальных взрывов.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: