Ткань под названием "волынская дымка" претендует на место в списке нематериального наследия ЮНЕСКО. Над этим сейчас работает общественная организация "Центр исследования и возрождения Волыни", сообщает Рідна країна.
Очень тонкая ткань из почти прозрачных ниток льна, в которую Леся Украинка облачила свою Мавку из "Лесной песни", называется дымкой, и сегодня после почти столетней паузы снова становится популярной.
Создавали дымку не на фабриках, а на домашнем ткацком станке. В письменных источниках о ней впервые упоминают в 1565 году. Украинские женщины охотно носили головные уборы из дымчатой ткани, а на исторической Волыни (которая охватывала и Ровенскую область) носили костюмы из этой ткани.
С начала ХХ века дымчатые ткани, а с ними и древнее украинское искусство понемногу начали исчезать. Пока в 90-е годы не нашлось несколько человек, которые начали это возрождать.
Благодаря руководителю ОО "Центр исследования возрождения Волыни" Владимиру Дзебику в городе Радивилов в Ровенской области появилась мастерская ручного ткачества "Легенды Волыни", в которой ткачихи создают дымку.
Этнограф Алла Украинец ездила по селам Ровенской области и искала у людей дымчатые вещи. Выяснилось, что у некоторых пожилых женщин в сундуках были настоящие сокровища.
"Ткань стирали, крахмалили, становились женщина напротив женщины, брали камешек и растягивали. Растягивали, пока ткань не начинала пропускать солнце. Женщины, рожденные в 1904, 1933 годах рассказали мне следующее:" растягивали, пока не свидрит". Свидрит - это диалектное слово, означающее просвечивать. Самым лучшим для этой ткани считается лен-лущик, у него белое волокно и легко прясть нить", - рассказывает этнограф.
Исследовательница делает акцент на том, как тщательно нужно было обрабатывать лен, чтобы в нем не оставалось никакой другой травинки: "Обработанное готовое волокно чесали над водой или протаскивали по воде, чтобы там не осталось пыли. Тогда и ниточка тоненькая выходила".
В общественной организации "Исследование и возрождение Волыни" убеждены, что волынская дымка - явление уникальное, с долгой историей и хорошим продолжением, а следовательно заслуживает внимания мировой общественности.
Пресс-секретарь организации Тамара Ткач, как и ее коллеги, хочет, чтобы об этой ткани хорошо знали в Украине и за рубежом.
"Сейчас работаем, чтобы утвердили дымку на уровне Украины. С Минкультуры давно сотрудничаем. Готовим заявки в ЮНЕСКО", - говорит она.
"Это же не единственное направление работы. Во-первых, это возрожденные костюмчики из дымчатой ткани . Во-вторых, это исследование всех материалов, которые есть: в библиотеках, музеях, все, что касается дымки. Исследовали абсолютно все публикации. Исследовали огромную базу художественных произведений. В Украине насчитывается порядка 20 писателей, которые в своих произведениях упоминают дымку в качестве ткани. И все эти цитаты мы обрабатывали, чтобы было подтверждение, что дымка - это не современное искусство, что ей больше ста лет. На протяжении целого века считалось, что техника "Волынская дымка" утрачена навсегда", - рассказывает Ткач.
Организация имеет страницы в Facebook - Центр исследования и возрождения Волыни, Фестиваль Волынское вече, Ткацкая лавочка "Дымка". Их цель - "чтобы люди читали и знали, что у нас есть такое, чтобы жила традиция", рассказывает пресс-секретарь.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: