В Верховной Раде и украинском обществе продолжаются споры о президентских инициативах по Донбассу, передает Апостроф.
Если закон о продлении особого порядка местного самоуправления в ОРДЛО был одобрен парламентом и вступил в силу, то законопроект относительно обеспечения суверенитета Украины над временно оккупированными территориями, который еще раньше окрестили законом о реинтеграции Донбасса, только готовится ко второму чтению.
Политик и дипломат, бывший представитель Украины в политической подгруппе трехсторонней контактной группы в Минске РОМАН БЕССМЕРТНЫЙ принадлежит к лагерю противников президентских законов.
В интервью "Апострофу" он рассказал, какие важные положения не предусмотрены в предлагаемых документах, к каким последствиям может привести их принятие, о пути, которым нужно решать конфликт на Донбассе и разбираться с аннексией Крыма, и том, почему при нынешней политике героям АТО в будущем могут грозить серьезные проблемы.
- Начнем с горячей темы последних дней - законопроекта о реинтеграции Донбасса. Почему, по вашему мнению, его так долго не могли внести в Раду? И как вы оцениваете сам текст законопроекта? Решает ли он проблему Донбасса?
- То, что я вижу сейчас в тексте, и то, как его внесли - это не решение вопроса, это тактическая игра. Все, о чем говорится и пишется, не является реинтеграцией.
Ни в одном, ни во втором законопроектах нет реинтеграции. Тот, кто вчитается, тот назовет эти законы не "о реинтеграции", а "о наказании собственного народа".
Что я имею в виду?
Более трех лет идет война. Там под оккупацией люди, и здесь под контролем государства люди. Во всех СМИ рассказывают, что это - война, а формально, юридически это - антитеррористическая операция. Социальный статус всех и там, и здесь - обычные граждане, ответственность за которых несет украинская власть.
То есть минимальный социальный достаток, продукты питания, отопление - это все надлежит обеспечивать украинской власти и, соответственно, нести ответственность, если этого не происходит.
Так называемые незаконно удерживаемые лица - тоже ответственность украинской власти, ведь если бы это юридически была война, тогда бы действовала Женевская конвенция о правах военнопленных, следили бы, как они содержатся, какие условия, какое питание.
А так это мне напоминает 1941 год, когда нацистская Германия и Соединенные Штаты, которые подписали соответствующие положения, военнопленных одевали и кормили, а советскому солдату бросали вареную брюкву.
Поведение нынешней украинской власти точно такое же, как у советской власти в начале Великой отечественной войны, когда им было совершенно наплевать на то, что с той стороны есть люди, которые находятся в статусе незаконно удерживаемых, которых закрыли в подвалах, которые не могут предъявить права как военнопленные.
Поэтому я расцениваю этот шаг с законопроектами как маневры вокруг темы войны.
- То есть вы не видите там действенного механизма именно реинтеграции оккупированных украинских территорий?
- Ни один, ни второй законы по содержанию не являются реинтеграцией. Слово это по отношению к ситуации впервые употребил я - и в минском процессе, и здесь, внутри Украины.
Потому что до того говорили: "Украина вернет", "Донбасс вернется". А я им говорил: "А что значит "Украина вернет"? Это значит надо зайти туда.
Как зайти? Армией, добровольно? А что такое "вернется"? Вернуться куда - в Киев, в Запорожье?"
Поэтому я предложил этот термин "реинтеграция" - это движение навстречу, совместные усилия по восстановлению того, что было.
Должно быть стыдно, что то, что представлено сейчас, называют реинтеграцией, потому что это затягивание проблемы и это приведет к обострению войны.
Там, в Москве, дураков нет, ими это будет оценено как вызов, только теперь это уже не просто вызов Киеву, это будет вызов Европе и миру.
Я убежден, что этот конфликт или удастся решить на Донбассе, или он сначала охватит регион, затем континент, а потом мир.
Пока президент идет по пути обострения войны. Это позиция Чемберлена, необходимо остановиться и начать давать ответы.
Европейцам надо объяснить, что закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" без включения юридических норм международного права, регулирующих вопросы военного конфликта, приведет к беде.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: