Украина продолжает страдать из-за войны на востоке, которая показала фундаментальный вакуум безопасности. Страна не состоит в международных организациях, которые могут помочь обеспечить украинскому государству территориальную целостность и политический суверенитет. Какие варианты, кроме отдаленной перспективы членства в НАТО, есть у Киева, чтобы уже сейчас заполнить этот вакуум? Единственное возможное решение, у которого есть хотя бы какой-то шанс быть реализованным, это оживить старый польский план, известный как "Междуморье".
В своей статье для сайта Фонда Карнеги, перевод которой сделал online.ua, немецкий политолог Андреас Умланд рассказал, как проект Междуморье может помочь решить проблему безопасности как в Украине, так и в Европе в целом.
Первоначальная идея начала двадцатого века о создании "Междуморья" предусматривала федерацию или конфедерацию государств, находящихся между Балтийским и Черным морями. На сегодняшний день план будет подразумевать соглашение или пакт о взаимопомощи между странами в этом регионе, которые воспринимают Москву как угрозу своему национальному суверенитету, экономической жизнеспособности и социальной стабильности. Такой союз должен однозначно донести до Кремля готовность своих стран-членов активно и разнообразно помогать друг другу в их до сих пор двусторонних конфликтах с Россией.
Концепция Междуморья вновь появилась в политическом и интеллектуальном дискурсе Центральной и Восточной Европы после распада Советского Союза и коммунистического блока. План разрабатывался в Польше, и его наиболее явно продвигал бывший президент страны Лех Качиньский, так же, как и нынешний президент Анджей Дуда.
Сегодня такой антиимперский альянс должен включать в себя все те страны Европы, которые в какой-то степени готовы взять на себя обязательства военного и иного сотрудничества в противостоянии авантюристической внешней политике Москвы. Большинство из этих государств уже были затронуты в той или иной степени российскими горячими или холодными войнами и нападениями в области информации, торговли и киберпространства.
Такая новая коалиция может включать в себя как страны ЕС и НАТО, так и те, которые не входят в данные объединения, в Восточной и Южной Европе, а также в Западной Азии. Обязательства взаимной помощи блока могли бы оставаться ниже уровня пятой статьи Вашингтонского договора, в которой говорится, что нападение на одного члена НАТО является нападением на всех, но могут быть гораздо более надежными, чем те, которые есть у Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Современное Междуморье могло бы даже выйти за пределы бывшего советского блока, поскольку отношения Анкары с Москвой в настоящее время переживают период напряженности. Таким образом, альянс может включать в себя большинство или даже все страны от города Нарвы на севере до города Поти на восточном побережье Черного моря: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Украину, Молдову, Турцию и Грузию.
Блок может включать и такие страны, как Швеция, Чехия, Словакия, Румыния и Болгария, а также другие государства на Западных Балканах или на Южном Кавказе. Многие политики в этих странах воспринимают Россию как угрозу, они помнят об антиимперском сопротивлении Москве, или их можно мотивировать поддержать Киев, Кишинев и Тбилиси в спорах с Кремлем по поводу их территории и суверенитета.
Основной задачей альянса было бы послать четкий сигнал не только властям России, но и всему населению. Междуморье должно дать сигнал российской нации, что каждый конфликт, в котором Москва в настоящее время участвует, или который она может захотеть начать в будущем, перерастет в многостороннюю конфронтацию с группой союзников, вместо слабых отдельных стран.
Государства-члены Междуморья могли бы поддерживать друг друга в ряде направлений. Они могли бы координироваться по вопросам торговли и других экономических и финансовых санкций и блокады против российского государства, компаний и элит. Они могли бы сотрудничать в рамках совместных дипломатических усилий, направленных против Москвы в таких организациях, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Всемирная торговая организация.
Союзники могли бы предложить взаимную помощь в военной, транспортной, социальной и других сферах, необходимых, чтобы лучше противостоять московской стратегии гибридной войны. Они могли бы оказывать друг другу взаимную материально-техническую и военную поддержку, совместно вводить экономические санкции, торговые барьеры и другие антикремлевские меры.
Союзники могли бы систематически делиться своими военными, экономическими, политическими, социальными и другими разведсведениями, данными, анализом и исследованиями, связанными с Россией, и могли бы объединить свои меры контрпропаганды для массовых и специализированных СМИ, работающих со связанными с Россией темами. Государства-члены могли бы также активизировать обмен волонтерскими войсками, сотрудниками служб безопасности, военными советниками, экспертами связи, медицинским персоналом, учеными и инженерами по оружию.
Отчасти, неофициально, Междуморье уже развивается и, признанно или нет, становится проблемой для Москвы. Вполне вероятно, что его возникновение началось в ходе российско-грузинской войны, 12 августа 2008 года. В этот день, президенты Польши, Украины, Эстонии и Литвы, а также премьер-министр Латвии приняли участие в митинге в центре города Тбилиси. Прибыв в Грузию в кратчайшие сроки, пять национальных лидеров выразительно продемонстрировали солидарность путем физического присутствия в столице своей страны-партнера в ходе продолжающегося российского военного вторжения и воздушных налетов РФ на грузинские населенные пункты.
С момента введения российских санкций против Анкары в декабре 2015 года, отношения Украины с Турцией заметно усилились. Во время визита украинского президента Петра Порошенко в Анкару в марте 2016 года, Украина и Турция подписали совместную декларацию из 21 пункта, которые включают экономические, культурные и консульские вопросы, а также элементы безопасности, начиная от сотрудничества по производству оружия до военного обучения.
Многочисленные дальнейшие движения по всех западных и юго-западных границах России, — от напряженности на Южном Кавказе до нового напора против стран Балтии, — дают удачную возможность для создания Междуморья. Более формального, многостороннего и официального союза стран, которые часто уже пользуются тесным двусторонним сотрудничеством не только в своих национальных интересах. Это также может помочь ЕС и НАТО получить более стабильные восточные границы и партнеров, в тоже время, избегая дальнейшей западной конфронтации с Россией.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: