КИЕВ
06:33
Брюссель
05:33
Москва
07:33
Суббота, 23 ноября 2024

Киевские новости



Популизм правительства может сыграть злую шутку с налоговой реформой, - мнение

19 октября, 12:37  Политическая  Украина

В США есть поговорка «В мире есть только две неизбежные вещи - это смерть и налоги». В Украине смерть, конечно, тоже присутствует, но она не кажется такой неизбежной, как популизм. Везде и повсюду. И даже в налоговой реформе. Об этом пишет политолог Сергей Фурса, сообщает politolog.net.

Налоговая реформа Украине нужна. Все попытки выдать косметические изменения последних полутора лет за налоговую реформу, а так эти изменения назывались каждый раз из самых высоких кабинетов, не увенчались успехом. Никого обмануть не получилось. При этом, в обществе в ответ на полумеры и мнимые действия зародился радикализм, который теперь может сыграть злую шутку со всей реформой. Потому как сделать мало - так же плохо, как сделать слишком много. Пересолить от любви к процессу.

 

Напомним, сейчас есть две концепции налоговой реформы, одна от Минфина, вторая - от парламентского комитета и активных общественных активистов.  Внешне они очень похожи. Казалось бы, чем отличается набор цифр «20-20-20» от набора «10-10-10»? А отличается он прежде всего популизмом, который может выражаться не только в стремлении забрать у богатых и раздать бедным (или просто раздать бедным, создав из воздуха), но и в том, чтобы не забирать у богатых и тех, кто стремится стать богатым.

Безусловно, бизнес хочет, чтобы налоги были низкими. Но почему тогда «10-10-10», давайте сделаем «0-0-0», это идеальная модель для бизнеса, о которой он мечтает по всему миру.  Беда в том, что у государства есть еще какие-то обязательства, и их нужно выполнять.

 

Концепция Минфина порождает дефицит в 50 млрд грн. Больно. Но концепция активистов под кодовым названием «проект Южаниной» порождает дефицит в 150 млрд грн. И вот восполнить такой пробел просто-таки не представляется возможным. Забудьте про фразы «детенизация все искупит» и «экономика должна вырасти, и все будет хорошо».

Так система не работает. Если мы и увидим детенизацию, то не сразу. Будет хорошо, если при любом из вариантов налоговой реформы зарплаты начнут выходить из конвертов на карточки в конце года. Люди, которые 25 лет живут в Украине, не доверяют государству. А, значит, будут ждать подвоха. И никогда не станут слепо доверять власти, которая там что-то пообещала. И этот процесс не проходил резко и сразу даже в странах, где кредитная история государства по отношению к своим гражданам гораздо лучше. Более того, без широких антикоррупционных мер никто не будет спешить.

А у кого-то есть уверенность, что в следующем году мы проведем прокурорскую и судебную реформу, а также заработает в полной мере антикоррупционное бюро? Если нет, эффект от детенизации всегда будет ограниченным. И уж точно нельзя надеяться, что она полностью перекроет дефицит. Более того, вряд ли кто-то рассчитывает, что детенизация может перекрыть дефицит в 50 млрд, не то что в 150 млрд гривен. Надежда на бурный рост экономики, который перекроет дыру, сродни игре в русскую рулетку.

 

Что будет делать правительство для того, чтобы перекрыть дефицит? У фискалов останется очень мало методов, и все они до боли известны. Прежде всего, усилится давление налоговиков на бизнес. Пресловутый план, с которым и сейчас приходят, станет еще жестче. Вы вроде должны платить меньше, но проверок и давления на вас будет больше. Но это не поможет. Придется печатать деньги. И печатать много.

Поможет ли это экономике - вопрос риторический. Инфляция и новый виток девальвации разрушат макроэкономическую стабильность, а, значит, ударят по банковским кредитам, которые снова станут недоступны, и уровню потребительского спроса. Нивелируя весь позитивный эффект от снижения налогов. Можно, конечно, еще взять взаймы. Но с таким подходом официальные кредиторы денег больше не дадут, а занять на внешних рынках мы еще не сможем. Тем более, увеличивать долговую нагрузку на 30-40 млрд грн - это не так и страшно.

На самом деле, после девальвации речь идет о привлечении $2-3 млрд, что вполне реально. Да и просто списание в ноль российского евробонда, которое произойдет уже в декабре фактически (не юридически) как раз высвободит такую сумму. Увеличить долг на $8-10 млрд мы себе позволить не можем.

 

Есть, конечно, еще один метод - сократить расходы. Но к этому тоже никто не готов. Даже активные общественные активисты. По крайней мере, рецепта никто не предложил.

Значит, нужно и провести реформу, сконцентрировавшись на основных целях, и минимизировать урон доходной части бюджета. И сфокусироваться на главном. На том, что мешает бизнесу. И это никогда не были сами налоги.  Бизнесу никогда не были нужны налоговые льготы. Все эти свободные экономические зоны и прочее существуют для схем, но не более того. Бизнесу нужны правила игры.

 

В рамках налоговой реформы установления правил игры - это реформа самой ГФС. Причем коренная перестройка. Все прекрасно понимают, что на определенном уровне должностей честных людей там просто нет. Они физически отсутствуют. И покуда существуют откаты за возврат НДС, а они существуют, честных людей нет в принципе и в самой верхушке службы. Но в данном вопросе нет противоречий, что у правительства, что у активистов. И с пунктом реформы налоговой все согласны. Вопрос в том, будет ли реализована эта реформа так, как озвучивает даже сам премьер-министр. И увидим ли мы сервисную службу вместо коррупционной. Но это не предмет для дискуссии на данном этапе.

 

Вторая ключевая проблема - это высокая налоговая нагрузка на оплату труда, что, собственно, и загоняет зарплату в конверты. И тут проект Минфина предлагает достаточно радикальный шаг. Причем нужно понимать, что шагать будут в два этапа. Уже на первом этапе сам ЕСВ будет снижен в 2 раза, с 41% (в среднем) до 20%. Это более чем радикально и само по себе может вызвать сердечный приступ у главы пенсионного фонда. Но потом, фактически, ЕСВ будет обнулен, ведь в 2018 году планируется объединить ЕСВ, составляющий 20%, и налог на доходы физических лиц, также составляющий в соответствии с проектом реформы 20%, в один налог, снова равный 20%. Это уже так радикально, что дальше просто некуда. И полностью убирает разговоры о любом избыточном давлении и слишком высокой налоговой нагрузке.

 

На этом основные проблемы нашей налоговой системы заканчиваются. Если мы обратим внимание на рейтинг Doing Business, то слабые позиции Украины по налогам там вызваны именно высоким уровнем ЕСВ. Никто и никогда не находил проблем ни в ставках НДС, ни в налоге на прибыль. Таким образом, просто бессмысленно резко снижать НДС на фоне шока от понижения ЕСВ. Более того, даже без этого шока непонятны причины, по которым нужно лишать себя основного донора бюджета. Чья ставка в Украине сопоставима со среднеевропейским уровнем.

Разговоры о стимулировании таким образом потребительского спроса не состоятельны, ибо инфляция, возникающая в результате эмиссии, ударит по нему гораздо сильнее. Да и предложенные сокращения и изменения структуры платежей по налогу на прибыль напоминают действия ради действия. Которые уменьшат поступления, запутают бухгалтеров, но не принесут ничего взамен. Проблемы надо решать там, где они есть. И где они являются критическими.  А не создавать проблемы и потом героически их решать.

 

Популизм является основным бичом Украины, угрожая стране даже больше, чем российская агрессия или коррупция. Совершенно очевидно, что «проект Южаниной» не имеет шансов на жизнь. Потому как никогда не будет утвержден МВФ. Но главная угроза тут в том, что из-за него может быть поставлена под угрозу налоговая реформа от Минфина. Которая решает основные проблемы с налогами в Украине. И является шансом, который не хотелось бы упускать.

 

Версия для печати

Киевский взгяд

Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....
Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....