КИЕВ
09:50
Брюссель
08:50
Москва
10:50
Суббота, 23 ноября 2024

Киевские новости



Конфликт в Украине отбросил ЕС на десять лет назад – мнение

17 августа, 17:15  Политическая  Украина

Если в Украине что-то пойдет не так, в этом обвинят Германию, полагает экс-глава МИД Польши.

Теперь, когда, несмотря на минские соглашения, боевые действия на востоке Украины продолжаются, Евросоюз вернулся туда, где начинал десять лет назад, пишет в своей статье для The Financial Times бывший министр иностранных дел и обороны Польши Радек Сикорский, пишет Завтра.

 

Автор вспоминает, как в августе 2008 года, будучи гостем на праздновании годовщины свадьбы тогдашнего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта и его жены Анны-Марии, почувствовал себя персонажем голливудского фильма о международном кризисе.

 

Как только госпожа Корацца-Бильдт произнесла тост, у всех присутствующих зазвонили телефоны: Россия только что вторглась на территорию Грузии. Шведский министр срочно поехал на Кавказ, а польский - позвонил Бернару Кушнеру, министру иностранных дел Франции (эта страна председательствовала в ЕС), и он срочно созвал совет по международным делам ЕС.

 

Уже через пару дней Николя Саркози был в Москве, вел переговоры от имени ЕС. Эти переговоры имели некоторый успех: благодаря полномочиям от всех стран ЕС было достигнуто перемирие, которое положило конец боевым действиям и позволило сохранить демократическое правительство в Грузии, в чьем выживании в тот момент не было уверенности.

 

С тех пор, однако, ситуация ухудшилась. Южная Осетия и Абхазия, две территории, претендующие на "независимость", по-прежнему остаются в состоянии замороженных конфликтов.

Люди, которые там живут, по словам Сикорского, не имеют перспектив, граница остается спорной, а Грузия и Россия находятся в перманентном противостоянии. Если и существует европейская внешняя политика в отношении Кавказа, она не слишком успешна, считает автор.

 

"Неоднозначность" - не то слово, которое мы должны бы были использовать, говоря о европейской внешней политике, через шесть лет после вступления в силу Лиссабонского договора. В то время, когда договор обсуждался, мы правильно заключили, что, по сравнению с другими державами в мире, все европейские страны малы и могут оказывать реальное влияние, только действуя вместе, полагает бывший глава польского МИДа.

Сикорский напоминает, что пост президента Совета Европы (который сейчас занимает Дональд Туск) появился для того, чтобы от имени всех государств-членов говорил один представитель. И министры иностранных дел европейских стран осознанно пошли на некоторое понижение собственных позиций ради общеевропейского блага.

 

Первый высший представитель ЕС по международным вопросам баронесса Эштон достигла несколько значимых договоренностей, и, казалось бы, высокая европейская дипломатия начала работать.

Но в последнее время некоторые государства-члены ЕС вернулись к прежнему положению вещей, высказывает мнение Радек Сикорский: Сирия, Ливия, израильско-палестинский конфликт, беженцы - при решении всех проблем государства-члены ЕС более заметны, чем сам ЕС, несмотря на все усилия комиссара по внешней политике Федерики Могерини.

 

В переговорах по Украине ЕС даже не представлен. Вместо этого Германия и Франция (ни у одной из которых даже нет общих границ с Украиной) взяли на себя "инициативу по урегулированию российской агрессии", однако добились лишь частичного успеха, пишет Сикорский.

 

Причины понятны, полагает автор: "Финансовый кризис подорвал влияние ЕС и показал, что эти государства-члены являются, безусловно, "кошельками", а потому и принимают решения. Тем не менее, то, что было необходимо для разрешения кризиса еврозоны, не имеет смысла во внешней политике. Россия использует свои возможности внутри Европы, чтобы создать разобщенность, прилагает особые усилия, чтобы по отдельности оказать свое влияние на страны, которые имеют меньше веса".

 

Теперь, когда, несмотря на минские соглашения, боевые действия на востоке Украины продолжаются, мы вернулись туда, где начали десять лет назад, констатирует Радек Сикорский.

По его словам, лидеры России, Китая и США готовы выслушать лидеров крупнейших государств Европы, однако вовсе не склонны действовать в соответствии с услышанным. И если они хотят позвонить "в Европу", остается неясным, какой номер нужно набирать.

 

Европа по-прежнему не в состоянии влиять на события в своих интересах в той степени, которая бы отражала ее статус крупнейшей экономики. Если задача внешней политики - помощь в управлении свободным миром, мы должны вернуться к правилам, установленным Лиссабонским договором, полагает польский политик.

В каждом конкретном случае государства-члены должны определять, каким образом подойти к решении существующих проблем - в одиночку или всем ЕС в целом.

И если будет принято решение о коллективных действиях, то, независимо от внутреннего сопротивления, нужно придерживаться уже определенных договором правил. Германию, в частности, должен удовлетворить такой подход.

 

"Греческий кризис доказал, что если вы играете центральную роль в решении проблемы, вы же становитесь и главным виновником ее. Если в Украине что-то пойдет не так, в этом опять обвинят Германию", - полагает Сикорский.

Политика Европы должна быть едина и проводиться избранными лидерами, заканчивает свою статью Радек Сикорский: "Мы должны вернуться к основам и расширить права президента и верховного представителя по внешней политике. Только тогда мы сможем оценить их достижения".

Напомним, ранее глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал ситуацию в зоне АТО "взрывоопасной" и призвал скорее провести встречу между участниками конфликта.

 

Версия для печати

Киевский взгяд

Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....
Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....