Страсти разгорелись после сообщений о том, что Великобритания может вновь разместить на своей территории американские ракеты с ядерными боезарядами на фоне ухудшения отношений с Россией. Глава британского МИДа Филип Хаммонд заявил о необходимости «послать России четкий сигнал о том, что мы не позволим им переходить красную черту». Об этом пишет Тарас Жовтенко в блоге для НВ.
Казалось бы, перед нами очередной резкий вербальный выпад против нынешней, направленной в стратегической перспективе на восстановление былого военно-политического влияния (по крайней мере, в Европе) политики Кремля. Однако общий контекст ситуации не позволяет делать столь быстрые и однозначные выводы.
В конце прошлой недели глава Пентагона Эштон Картер собрал военных и дипломатических представителей США в Европе для обсуждения дальнейших политических и (возможно) военно-политических шагов по противодействию российской агрессивной политике исторического ревизионизма. Скудные официальные сообщения по результатам этой встречи позволяют сделать следующие выводы.
В-первых, экономические санкции, несмотря на их негативное влияние на общую социально-экономическую ситуацию в РФ, не способствуют «снижению градуса» военного противостояния на Востоке Украины, а также не останавливают Кремль в его военном строительстве в Крыму, Арктике и Калининграде. Последний аргумент для американцев более важен, так как Россия таким образом пытается географически приблизить свои средства доставки ядерного оружия среднего радиуса действия (авиацию и ракетные комплексы) ближе к намеченным целям, таким образом превращая эти средства из тактических в стратегические.
Во-вторых, на повестку дня выносится обсуждение возможного развертывания американских ракет-носителей ядерного оружия наземного базирования в Европе. Делаться это будет параллельно с усилением европейского компонента системы ПРО. Американская сторона ясно дала понять, что размещение ракет на европейских просторах является «более агрессивным шагом», так что для начала Путину придется мириться с развертыванием противоракетной обороны в Польше и Румынии.
Итак, логика Вашингтона состоит в том, чтобы найти новые формы противодействия агрессии Кремля в Восточной Европе и предотвратить географический выход конфликта в Балтику.
Реакция Кремля оказалась как всегда предсказуемой. Пресс-секретарь российского президента Песков объявил, что заявления, подобные британским, «вряд ли способствуют повышению уровня взаимного доверия и баланса интересов». Как будто все действия России в Крыму и в Донбассе, или уже упомянутое наращивание военного потенциала направлены на сохранение этого доверия и баланса.
Неоднозначность ситуации проявляется в том, что для Москвы подобные инициативы США четко ложатся в уже освоенную официальной пропагандой мировоззренческую картину. В недавнем интервью италийской Corriere della Sera Путин заявил, что Россия не планирует нападать на страны-члены НАТО. Это, дескать, может допускать только «больной человек»...
Вместе с тем, нынешний кремлевский лидер рисует свою родину чуть ли не самым миролюбивым государством, которое добровольно отказалось от военных баз в «разных регионах мира, в том числе на Кубе, во Вьетнаме», что есть, по словам Владимира Владимировича, свидетельством отсутствия в российской политике даже намека на «глобальный наступательный, агрессивный характер».
По всему видно, что Москва продолжает жить в условиях военного положения - привычно окружена воображаемыми недругами, которые пытаются «оттеснить» РФ с ее «традиционного геополитического торгово-экономического пространства». Более того, Кремлю в определенной степени выгодны подобные заявления Запада, так как они косвенно подтверждают ту маниакальную подозрительность, которую Россия всегда проявляла к Западу. Они же позволяют в условиях жесткого экономического кризиса тратить невероятные суммы на вооружение, попутно объясняя голодному народу, что на самом деле виноваты во всем американцы и их европейские «прихвостни».
Мне это напомнило об одной старой истории. Еще на заре 1980-х годов, во времена правления администрации Рональда Рейгана, Комитетом государственной безопасности СССР была проведена масштабная операция по сбору всей возможной информации о потенциальной возможности нанесения Соединенными Штатами ядерного удара по Советскому Союзу.
Благодаря советскому перебежчику Олегу Гордиевскому эта информация стала широко известна на Западе как пример «тенденциозного подхода» к сбору и оценке разведывательных данных. В правительственных кругах США и Великобритании эту операцию стали называть «Операция РАЯН» - акроним от английской транслитерации русского термина «ракетно-ядерное нападение».
В СССР «РАЯНом» пользовались лишь для того, чтобы нагнетать страх перед военной угрозой «западного империализма», оправдывая непомерные траты на национальную оборону. А траты эти, учитывая хроническое отставание по основным направлениям ВПК в то время, призваны были скрыть сложившуюся еще с 1917 года традицию банального неумения грамотно управлять страной.
Судя по всему, теперь «РАЯН» возвращается в Россию в новом обличии...
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: