Результаты президентских выборов в Польше не стали большой неожиданностью - победа оппозиционного кандидата «Права и справедливости» Анджея Дуды была во многом закономерна.
Во внешнеполитическом контексте, который, ввиду агрессивной политики России, плотно завязан на поддержке нашей страны, многие находят повод для оптимизма: следующий президент Польши выражает более активную проукраинскую позицию. Об этом в своем блоге на НВ пишет эксперт по проблемам национальной безопасности Тарас Жовтенко.
Что это будет значить для Украины? И знаменует ли нынешняя победа оппозиции в президентской гонке продолжение (если не усиление) проукраинской позиции Варшавы?
Ответ по большей части кроется в специфике политической системы Польши. А она такова, что президент, при всей его символичности и первенстве в представлении страны на внешнеполитической арене, очень зависим от парламента и правительства, сформированных большинством, состоящим, как правило, из коалиции разных политических сил.
Поэтому многое, если не все, будет зависеть от результатов парламентских выборов в Польше, запланированных на осень этого года. Именно после них, когда в новоизбранном парламенте появится большинство, которое, в свою очередь, сформирует правительство, новый курс Варшавы станет предельно ясным.
Пока же ситуация складывается неоднозначная. Победу оппозиции на президентских выборах можно считать своеобразной моделью того, как могут закончиться выборы парламентские. Вот только в отличие от президентской кампании, где выбор поляков был скорее символическим, так как обе фигуры различались скорее по принадлежности (и непринадлежности) к «власти», парламентское политическое соревнование поставит польских граждан перед непростым выбором. И этим может воспользоваться Москва.
Похоже, что Кремль всерьез задумывается о том, чтобы открыть в Польше еще один, «политический», фронт борьбы за сферы влияния в Восточной Европе. Так, еще в феврале этого года в Польше появилась некая партия «Смена» (Zmiana).
Она нацелилась - ни много ни мало, - на проведение революции во внешней политике страны в антиамериканском направлении и выступает за более тесные отношения с Россией. У истоков силы стоит польский гражданин Матеуш Пискорский - бывший член Самообороны, ныне же его деятельность связана с достаточно любопытным Европейским центром анализа геополитики. Кроме того, политик также известен своими пророссийскими выступлениями в эфире российского англоязычного «рупора» кремлевской пропаганды Russia Today.
Более того, г-н Пискорский был благосклонным наблюдателем на так называемом «референдуме» в Крыму и на «выборах» в донбасских псевдореспубликах. Один из его сотоварищей по «Смене» - польский историк и публицист Яцек Каминский, отличающийся прокоммунистическими взглядами и прокремлевской риторикой касательно «фашистской хунты» в Киеве.
Партия в свое время декларировала желание участвовать в президентской гонке, однако это был, скорее, тактический ход. Главный прицел этого проекта - парламентские выборы. Очевидно, что подобные политические силы неспособны получить большинство голосов избирателей. Однако сбрасывать их со счетов все же не стоит.
Во-первых, потому, что они, так или иначе, тоже считаются «оппозицией», и уже в силу этого получат определенную, пусть и небольшую поддержку.
Во-вторых, их цель - провести в парламент хотя бы несколько человек. В зависимости от раскладов в формировании коалиционного большинства даже два-три мандата могут иметь значение. К тому же, получив парламентскую трибуну, представители упомянутых политических проектов будут максимально использовать ее для озвучивания своих взглядов. И делать это они будут вовсе не в истерическом стиле российской пропаганды - немного не та аудитория.
В любом случае, Кремль, используя такие политические проекты, будет стараться не только «внести в уши» польскому и восточноевропейскому обывателю некоторые «нужные» тезисы, но и в перспективе стараться получить хотя бы минимальный инструмент для внутриполитического влияния на союзников Украины.
Польша (как недавно и Румыния) уже начинает чувствовать, по словам Главнокомандующего силами НАТО в Европе, генерала Бридлава, усиливающееся политическое и дипломатическое давление Кремля, особенно ввиду ее планов по участию в европейском компоненте американской системы ПРО.
Понятно, что не может быть и речи об отмене нынешнего курса Польши на получение статуса регионального лидера и усиление военно-политического сотрудничества с Соединенными Штатами. Тем более, что следующий, 2016 года, саммит НАТО запланирован к проведению именно в Варшаве. Точно также, страна становится одним из ключевых элементов Сил сверхбыстрого реагирования, создающихся НАТО в ответ на «гибридную» угрозу со стороны РФ.
Однако ввиду последних тенденций внутриполитической жизни Польши следует серьезно подходить к потенциальной возможности коррекции сначала отдельных, наиболее острых, моментов такого курса. Дальше же все будет зависеть от реакции польского общества и динамики политических процессов как внутри страны, так и в регионе.
Киеву следует четко осознавать возможные риски и действовать «на упреждение», стараясь спрогнозировать и по возможности застраховать себя от негативных последствий польских внутриполитических процессов для нашей страны.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: