Нынешние минские договоренности - это, конечно, компромисс. Но в принципиальных вопросах - победа Порошенко и украинской дипломатии. Об этом пишет политолог Владимир Фесенко для портала hubs.com.ua.
С самого начала украинская сторона настаивала, чтобы речь шла не о новом договоре, а о выполнении Минских соглашений. Документ так и называется: «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Это очень важный момент. Кроме этого, удалось отстоять все принципиальные формулы и не дать внести в этот документ то, что для нас категорически неприемлемо. То есть - федерализацию, автономию Донбасса, внеблоковый статус.
Подписанный документ полностью соответствует украинским интересам. Там есть и компромиссные нормы, например, пункт одиннадцатый - конституционная реформа. То, чего добивалась российская сторона. Но в нынешней формулировке этот пункт соответствует прошлогодним договоренностям, поэтому здесь позиции украинской стороны соблюдены. А уже как именно проводить конституционную реформу - предмет отдельных переговоров.
Еще один проблемный вопрос - линия разграничения сторон. По этому поводу были жесткие споры, но нашли, на мой взгляд, хитрый компромисс. Украина отводит вооружения от фактической линии фронта, а сепаратисты - от линии, согласованной 19 сентября прошлого года. Другой вопрос, удастся ли выполнить эту норму. Но с точки зрения содержания - это дипломатический выигрыш украинской стороны.
Приведу еще один пример. Прошлогодние минские соглашения были подписаны трехсторонней группой, нынешний «Комплекс мер» - трехсторонняя группа плюс два сепаратистских лидера. Но также принята и декларация лидеров четырех стран в поддержку выполнения Минских соглашений, и под ней подпись Путина. Кстати, в этой декларации идет речь о суверенитете Украины, он признал территориальную целостность. Он признал «Комплекс мер».
Почему это так важно? Есть огромный риск, что нынешние договоренности, как и в прошлом году, не будут выполняться в полном объеме. И, скорее всего, так и будет: соглашение будет выполняться лишь частично, со сбоями. Есть сомнения в том, что выведут иностранные войска, в том, что передадут контроль над границей.
Но тогда у нас будут все основания говорить: «Видите, та сторона не выполняет». И тогда, может быть, европейские лидеры избавятся от последних иллюзий, что эту проблему можно решить дипломатическим путем. Украина получит шанс на получение военной помощи. И, самое главное, Путин будет выглядеть нарушителем.
Олланд и Меркель говорили о последнем шансе. Они настроены реалистично и понимают: риск срыва соглашения есть, но они сделали все, что могли. Риск действительно велик. Идут бои под Дебальцево, если они не закончатся 15 февраля, то договоренности будут нарушены.
Думаю, у Порошенко нет никаких иллюзий. Не зря же он говорил: мы готовы к подписанию документов о мире и готовы укреплять нашу обороноспособность.
Тем не менее, для нас очень важно, что мы зафиксировали свою позицию, и ее поддержали европейские страны. А за реализацию этого документа придется бороться. И дай Бог, чтобы хоть часть позиций была реализована.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: