С 1 сентября автомобили в Украине могут подорожать - на сумму утилизационного сбора. А могут и не подорожать. С одной стороны, глава государства подтвердил своей подписью согласие на введение экологического налога за утилизацию транспортних средств, снятых с эксплуатации. С другой стороны, подписав соответствующие законы, президент сразу же потребовал оперативно внести в них изменения, согласовав их с правилами ВТО и требованиями международных организаций и профильных ассоциаций. Как известно, "утилизационная инициатива" Украины очень не понравилась представителям Евросоюза, которые назвали ее ударом по экспорту автомобилей с ЕС. Инициирование нового согласительного процесса позволило экспертам сделать вывод, что введение утилизационного сбора с автомобилей, запланированное на 1 сентября этого года, может быть отложено до момента принятия новых изменений в законодательство, которые уже разрабатывает правительство в соответствии с поручением Президента Украины. Так или иначе, но украинская власть получила еще одну возможность для того, чтобы взвесить все "за" и "против" введения утилизационного сбора, и принять правильное решение.
О том, кто и что может выиграть или проиграть в результате законодательной регламентации процесса утилизации автомобилей - в экспертной оценке Петра Бурковского.
"Вопрос утилизации автомобилей имеет глобальное экономическое и экологическое измерение. Переработка непригодных для использования транспортных средств является перспективной отраслью для всех стран, которые имеют автомобилестроительную промышленность. Использование агрегатов и металла автомобилей, снятых с эксплуатации, удешевляет стоимость новых авто, удешевляет энергию и сырье, делает более экологически чистым производством. Китай, США, Япония, Индия и Южная Корея пытаются или льготными условиями, или более продвинутыми условиям переработки привлечь к себе потоки автомобильного металлолома. Более развитые страны заинтересованы в том, чтобы в менее развитых, имеющих однако более дешевую рабочую силу, такая отрасль, как переработка, ни развивалась. Это один из мотивов, которые объясняют давление ЕС на Украину в вопросе введения так называемого утилизационного сбора.
Во-вторых, вопрос утилизации автомобилей и установление режима уплаты особого налога на утилизацию уже используется для защиты национальной автомобилестроительной промышленности. Первый шаг в этом направлении сделала Россия, которая еще в сентябре 2012 года ввела специальный утилизацийний сбор и распространила его только на импортируемые автомобили. Наиболее ощутимо это ударило по позициям производителей автомобилей из Европы и Японии. Не решив спора с Россией путем переговоров, эти страны намерены в октябре этого года передать вопрос на рассмотрении арбитража ВТО.
Что же касается Украины, то правительство еще в сентябре прошлого года в ответ на действия России ввело утилизационный сбор на импортируемые российские автомобили. В тоже время украинские промышленники, занимающиеся промышленной сборкой транспортных средств - что не стоит путать с полным циклом производства, пролоббировали через правительство и парламент закон, который защищает их интересы. В отличие от России, которая открыто защитила своих национальных производителей вроде ВАЗа, Украина защитила тех, кто собирает автомобили из агрегатов, импортированных из той же России, Китая и Южной Кореи. Таким образом, европейские, российские и японские автомобили, в первую очередь, в сегменте эконом-класса, становятся менее привлекательным для покупателей, чем корейские, китайские или украинские аналоги.
К слову. В то время, как в Европе наблюдается рекордное падение объемов продаж автомобилей, а между Францией и Германией разворачивается острый спор на рынке транспортных средств, подобные украинские протекционистские меры будут рассматриваться Европой исключительно как недружественный шаг.
С другой стороны, Украина открыто заявила, что присоединяется к ЕС и Японии, которые обжалуют действия России в ВТО. Таким образом, Киеве демонстрирует, что немедленно приведет свое законодательство в соответствие с решением ВТО или условиями договоренностей между конкурирующими сторонами. А между тем экологический налог будет действовать.
Какие последствия ждут Украину после такого решения власти? Во-первых, и это очевидно, экологический налог производители, импортеры или посредники переведут на потребителя. То есть именно от потребителей зависит - получит ли правительство экономический эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет. Учитывая то, что украинская экономика уже год, как находится в рецессии, а потребительские настроения ухудшаются в ожидании девальвации, такие расчеты могут оказаться ошибочными.
Далее. Совершенно очевидно, что длительное применение по сути новой пошлины на европейские, российские и японские автомобили будет способствовать перераспределению рынка в пользу китайских, корейских и украинских производителей. А это означает, что в перспективе такая отрасль, как упомянутая утилизация автомобилей, в Украине не будет развиваться через неспособность к конкуренции с азиатскими промышленными центрами. Тогда, как присутствие различных игроков и перегруженность Европы собственным металлоломом создавали окно возможностей для Украины.
И наконец. Автомобилестроительное лобби в европейских структурах может приложить усилия, чтобы перед Украиной поставили еще один ультиматум, а именно - подписание Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли поставить в зависимость от коррекции ставок экологического налога. Правда, пока продолжаются переговоры в ВТО, Киев может ссылаться на отсутствие норм, которые регулируют этот вопрос."
С.Сидорин, ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: