«Украина - единственная страна в мире, которая имеет 25% мировых запасов Черноземов. 44% площади страны покрыто плодородными почвами, на которых, как говорится, «воткни палку - вырастет дерево». В принципе, мы сполна этим пользуемся: за последние 5 лет мы нарастили производство зерновых в два раза (с 32 до 64 млн тонн), по многим направлениям мы вышли на лидирующие позиции в мире, - рассказывает Виталий Скоцик, глава Аграрной партии Украины. - Неудивительно, что на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что в Украине осталась лишь одна отрасль, которая в состоянии конкурировать на внешних рынках, - это аграрное производство».
Об упущенных возможностях в аграрном секторе, невидимом пока дне в экономике и уникальности нашей страны
- Вместе с некоторыми другими, сопутствующими, отраслями экономики - производство продуктов питания, транспортной и т.д. - она дает около 27% ВВП нашей страны, - продолжает наш собеседник. - В Западной Европе нет ни одной страны, в которой аграрное производство составляет больше 3,5%. В РФ - 6,5%. Действительно, сегодня это локомотив украинской экономики.
Но это и понятно. Например, мы номер один по производству подсолнечного масла и подсолнуха, мы на лидирующих позициях по кукурузе, пшенице и ячменю, мы на втором месте в мире по производству рапса, мы в общем по зерновым экспортер номер два в мире после США. Учитывая, что Штаты в 16 раз больше, чем мы, - это очень хороший показатель.
К чему я веду: неумелая политика 24 лет привела нас к тому, что у нас осталась только одна отрасль, благодаря которой мы можем вырваться из той экономической ямы, в которой находимся. Но государство, вместо того чтобы интенсифицировать это направление и наращивать производство, чтобы превратиться из сырьевого производителя, которым мы на сегодня являемся, в производителя товаров с добавленной стоимостью, решило за счет доходов аграрной отрасли закрывать дыры в госбюджете. С 1 января этого года произошли существенные изменения в налогообложении, которые уже за полгода вымыли около 20 млрд грн из аграрного производства. Это привело к тому, что впервые за 12 лет аграрная отрасль по результатам шести месяцев этого года ушла вниз на 9,7%. Это результат латания дыр - даже отрасль-локомотив начинает сдавать свои позиции.
- Что нужно аграрному сектору, чтобы развиваться, чтобы по итогам года хотя бы немного уменьшить падение?
- Нужно рассматривать аграрный сектор не просто как отрасль, а как наше конкурентное преимущество на внешних рынках, там, где мы зарабатываем валюту. Мы конкурируем с производителями из многих стран. Для того чтобы держать свои позиции, нужно использовать технологии не хуже, иметь качество не ниже и себестоимость не выше. Каждая страна для этого стимулирует своих аграриев, чтобы быть конкурентной на мировом рынке. Главные наши конкуренты сегодня - это США и, как ни странно, ЕС. Что делают в Штатах, чтобы быть конкурентными? Обеспечивают аграриям доступность финансов под 0,5 до 3,5% годовых, надолго. В Европе делают немного по-другому. Там есть дотации - в среднем 529 долл. на гектар по странам ЕС.
У нас же есть только льготы по НДС и те едва не отменили. Но то, что уже отменили, вымывает деньги из отрасли. Если в прошлом году мы дали 17,6 млрд долл. валюты (это больше, чем металлургия, давшая 13,6 млрд долл.), то с такой политикой, потеряв внешние рынки, мы не сможем этого делать. Что мы имеем сегодня. Первое - у нас доступа к финансовому ресурсу нет (ставка Нацбанка - 30%, в США - 0%, к примеру). Второе - наша экономика упала за год, по разным оценкам, на 7-15%. И третье - общий ВВП страны в 2013 г. составлял 182 млрд долл., а в этом году ожидается 96 млрд долл. Но несмотря ни на что, мы научились выращивать. И если раньше наших фермеров возили на Запад, то сейчас оттуда едут к нам, удивляясь, откуда без финансовых ресурсов и дотаций мы имеем в Украине технологии не хуже, чем у них.
А вот перерабатывать сырье, чтобы создавать добавленную стоимость, мы пока фактически не умеем. Для этого нужны финансовые инструменты, длинные деньги - это, собственно, главное условие. В среднем мы уступаем урожайности в мире на 25-30%. То есть у нас запас и потенциал для роста такой, что при финансировании аграрное производство могло бы увеличить ВВП государства в два раза! И другой отрасли, которая так быстро дала бы такой эффект, в Украине нет.
- Можно ли уже говорить о прогнозах по аграрному сектору в целом и по урожаю в этом году? Есть информация, что урожай ожидается ниже прошлогоднего, но выше, чем обычно.
- Начнем с того, что пока урожай не собран, прогнозов делать нельзя. Прежде всего, потому, что мы - конкурент для многих стран, и оценка урожая влияет на цены, время продажи и т.д. Это пагубная политика, мы, к сожалению, до сих пор не научились нормально работать в этом процессе «торговых войн». Но есть оценки министерства сельского хозяйства США, которое каждый месяц делает мировой прогноз. Плюс прогнозы Business Monitor International, являющейся частью агентства Fitch. Они прогнозируют, что в связи с не совсем правильными решениями правительства и отсутствием финансирования, аграрное производство снизится по итогам года на 5-12%. То есть при нынешних 9% по итогам 6 месяцев, при неплохом урожае, мы выйдем где-то на 7% падения в этом году. Они также прогнозируют минус 17,4% по производству кукурузы и 11,3% по пшенице. Это вполне обоснованные цифры, то есть мы недополучим той экспортной выручки, которая так нужна экономике. Наши же эксперты прогнозируют общие цифры урожая около 59 млн тонн, что на 5 млн тонн меньше, чем в прошлом году.
- Может ли в следующем году аграрный сектор снова выйти в плюс?
- Есть много составляющих, если смотреть на следующий год. Так как дна пока не видно, непонятно, что будет не то что в следующем году, но и по итогам третьего квартала этого. Любой кризис, как и любая война, рано или поздно заканчивается. Где-то это дно будет, ниже которого падать уже невозможно.
Сегодня же перспективы следующего года выглядят следующим образом. Все производство азотных удобрений в Украине остановлено. Мы знаем, что сегодня фактический собственник-монополист всего украинского производства азотных удобрений имеет серьезные проблемы. В этом году мы работали на прошлогодних остатках удобрений, многие хозяйства значительно снизили питание растений, некоторые вообще не удобряли. В конце августа начинается осенняя посевная: сперва рапс, потом озимые. Что делать, чем удобрять? Сегодня ответа нет. При этом, как мы уже говорили, финансовая ситуация также не лучшая. То есть повода для оптимизма пока, к сожалению, нет.
Вопрос можно было бы решить с помощью целевой эмиссии. То есть печатать деньги не для рефинансирования банков, многие из которых все равно лопнули, а для финансирования аграрной отрасли. Мы предлагали сделать это весной, мы предлагаем сделать это осенью. По договоренности с МВФ мы можем увеличивать монетарную базу в стране - печатать около 65 млрд гривен в этом году. К сожалению, вместо того чтобы увеличивать зарплаты и пенсии, необходимо вкладывать деньги в развитие производства. Индексация пенсий и зарплат ничего не даст, так как в стране галопирующая инфляция. А целевая эмиссия тех 12 млрд грн, о которых говорит премьер, простимулирует агросектор и уже в следующем году мы дадим урожай, который позволит выручить дополнительные миллиарды, но уже не гривен, а долларов. Если мы этого не сделаем, то через год мы будем говорить в лучшем случае об урожае около 53-55 млн тонн.
- Могут ли наши аграрии обращаться за кредитами к западным компаниям и банкам?
- Могут, конечно. Но там не торопятся ни инвестировать, ни давать кредиты. Они говорят: первое - найдите решение по войне (даже не остановите), второе - стабилизируйте финансовый сектор, то есть девальвацию национальной валюты и инфляцию. И третье - они требуют понимания и соблюдения правил игры для инвесторов. Как в свое время сделал Китай, надо отдать ему должное. Ничего этого на сегодняшний день нет у нас, поэтому они ждут. Мы сейчас настолько привлекательны как рынок, что, поверьте, они зайдут моментально, когда решат, что пора. А инвесторы с большими объемами средств умеют почувствовать тот самый момент, когда нужно «заходить».
- Чем Украина настолько привлекательная для инвесторов?
- Мы - фантастическая страна, и весь мир это знает. Ни одна страна в мире не имеет столько ресурсов, сосредоточенных на такой относительно небольшой территории. У нас есть все! 120 видов полезных ископаемых, угля на 500 лет вперед, руды на 350, у нас разведанного газа на 35 лет, нефти. Мы номер один по урану в Европе, хотя покупаем топливо для своих АЭС неизвестно где. Для ведения любого бизнеса в нашей стране есть все условия: и климатические, и геополитические, и сугубо географические. И при этом всем, у нас сегодня рабочая сила в два раза дешевле, чем в Китае! И нас 43 млн человек! То есть до сих пор мы не смогли самоорганизоваться как нация, чтобы построить все так, как сам Бог велел такой великой во всех отношениях стране. Мы должны это делать. И, что очень важно, пора создавать конкурентную в мировом масштабе продукцию у себя в стране. Не продавать сырье, а перерабатывать его у нас, производя качественный продукт. Тогда страна будет развиваться и займет достойное место среди мировых стран-лидеров. Которое по праву ей принадлежит.
Источник: Аргументы и факты, Алексей Степанов
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: