Война хорошее время для проведения реформ. С одной стороны, проще провести непопулярные решения обосновывая их благой целью. В данном случае целью обороны государства. У людей будет больше понимания определенных ограничений. С другой же стороны, сейчас это является жизненной необходимостью. Без реформ Украина будет неспособна финансировать армию, восстанавливать Восток. Жить. Просто не будет денег...
В комментарии порталу ЧасUA политолог Роман Соломонюк приводит несколько цифр:
Во-первых, затраты энергии на единицу продукции в среднем в 4 раза превышают аналогичные показатели в Европе. Стоимость энергоносителей в составе продукта составляет в разных случаях от 50 до 70%, а оплата труда 5-7% (для сравнения в Германии этот показатель составляет 35 и 35%). То есть там больше ценится труд и человеческий потенциал.
Потери на теплотрассах составляют от 40 до 60%. Такая экономика может зарабатывать только за счет очень низкой оплаты труда, то есть за счет бедности людей.
Украина регулярно находится на низких позициях в рейтинге Doing Business (112 из 189 по данным 2014) по простоте ведения бизнеса в стране, наряду с Папуа-Новая Гвинея, Палау и.т.д. Подобная ситуация с коррупционным рейтингом. Украина заняла 144 место из 177 стран.
Как следствие, у нас до 40% экономики в "тени". Оборот этого сектора составляет около 700 млрд.грн .- деньги, которые никак не облагаются!
Во-вторых, по мнению Романа Соломонюка, есть две главные проблемы украинской экономики. Это чрезмерные расходы бюджета, прежде всего за счет субсидий и государственного аппарата. А также, коррупция. Без преодоления этих проблем Украина проигрывает войну, потеряет экономику и государство.
Типичный пример, когда Минобороны и волонтеры при закупке одних и тех же бронижилетов платят разную цену (речь идет, например, о значительной переплате со стороны Минобороны).
МВФ и кредиторы, как правило, требуют снижения бюджетного дефицита. То есть разницы между расходами и заработками. МВФ сам по себе редко требует повышать цены (чем "машут", как основным аргументом против реформ). Просто поднять цены - это самый простой вариант не проводить реформ.
В-третьих, реформа только положительно повлияет на экономическую ситуацию. Например, сокращение количества госслужащих вряд ли приведет к катаклизмам. Министр экономики Шеремета утверждал, что сокращение в 5 раз количества работников его министерства наоборот положительно повлияет на его работу.
И наконец, реформа должна начинаться "сверху", чтобы быть успешной в военное время. То есть:
а) Жесткое наказание за любые коррупционные действия чиновника любого уровня
б) Ликвидация государственных органов, имеющих непонятные функции. Например, Каха Бендукидзе чуть ли не со смехом вспоминал контроль севооборота
в) закрытие "оффшорных дыр", которые позволяют "вытекать" из Украины, по подсчетам экономистов, от 10 до 25 млрд. долларов в год
г) Прекращение субсидий для промышленности в том виде, в котором они существуют сейчас, когда продается газ по более низкой цене по сути предприятиям олигархов
д) Система электронных торгов при госзакупках, когда лучшее предложение выбирает программа, а не чиновник.
Если будет видно, что реформа начинается с власти (например, государство перестает оплачивать Ефремову и многим другим отдых, проживание, лечение), тогда реформы воспримет и общество. В противном случае возможно сопротивление, но реформы все равно проведут, только уже после смены элит.
Автор: Роман Соломонюк для ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: