Украинская экономика, как известно, "задыхается", без кредитов. То есть кредиты есть, но... очень дорогие. Глава украинского правительства днями серьезно обеспокоился таким положением вещей. Обратив внимание на то, что коммерческие банки по состоянию на 1 октября текущего года привлекли более 425 млрд грн депозитов физических лиц, обвинил их в том, что используют они такой ресурс нерационально и потребовал задействовать все возможные механизмы, чтобы до конца года удешевить кредитные ресурсы для предприятий хотя бы до 14 процентов годовых.
Эксперты назвали такое задание неосуществимым. Ведь для того, чтобы кредитовать под 14 процентов в гривне, банки должны привлекать депозиты в гривне не дороже 10 процентов. А кто понесет в банки депозиты по такой ставке, да к тому же в конце года? Хотя в более отдаленной перспективе кредиты под 14 и ниже процентов реальны.
Что же нужно для того, чтобы ставки по кредитам снизить, а темпы кредитования повысить - об этом в экспертной оценке бывшего заместителя главы НБУ, доктора экономических наук, профессора и ректора Международного института бизнеса Александра Савченко.
Первый шаг. Избавление от "плохих" кредитов
Первая причина недостатка дешевых кредитов - это наличие "плохих" кредитов в портфелях коммерческих банков. Удельный вес "плохих" кредитов, которые возникли до или во время кризиса находится где-то на уровне 20-25 процентов. И банки вынуждены заниматься, прежде всего, такими кредитами, а не новыми. И пока банки не избавятся от этих "плохих" кредитов, им будет не до новых кредитив. Что же нужно сделать? Надо либерализовать рынок "плохих" кредитов, чтобы банки свободно, без помех - бюрократических и налоговых - могли продавать свои "плохие " кредиты компаниям по управлению активами или другим финансовым учреждениям. Чтобы те уже работали с ними, реструктуризовали и делали то, что нужно делать, чтобы предприятие, которое взяло кредит - или магазин, или больница, или какой-то другой субъект ведения хозяйства - смогло наконец-то работать.
Второй шаг. Переход к политике плавающего курса
Вторая проблема и вторая причина высоких ставок - это стабильный курс. Политика стабильного курса - с одной стороны, и нагнетание в прессе ожиданий девальвации - с другой стороны, ведут к тому, что и бизнесмены, и обычные люди закладывают девальвацию в процентные ставки по кредитам и по депозитам. Если мы перейдем к политике плавающего курса, то эта проблема исчезнет. И, по моему мнению, при переходе на политику плавающего курса можно ожидать где-то до 5 -ти процентов уменьшения ставок по депозитам и кредитам.
Третий шаг. Использование инфляционного таргетирования
Чтобы у нас были такие же процентные ставки по кредитам, как в Европе, мы должны перейти к политике инфляционного таргетирования. Эта политика предусматривает, что Национальный банк вмешивается в рынок депозитов и кредитов и своими действиями, прежде всего, покупкой и продажей кредитных и депозитных ресурсов коммерческим банкам сбивает цену на кредиты до нормального уровня. Нормальный уровень по кредитам очень просто вычисляется - это уровень инфляции плюс 5-6 процентов. Если сейчас нулевая инфляция, то нормальные кредиты - это как раз 5-6 процентов. И при переходе к инфляционному таргетированию можно через несколько лет прийти к таким ставкам.
Четвертый шаг. Защита прав кредиторов
И последнее. Это защита прав кредиторов. Сейчас наша юридическая репрессивная машина по сути работает против тех , кто предоставляет кредиты. И эти риски невозврата кредитов закладываются в процентные ставки. И в результате хорошие заемщики платят деньги за плохих. То есть нужно сделать так, чтобы кредитор был защищен и всегда мог взыскать залог, легко и без бюрократии мог его продать и погасить этот кредит. Вот тогда и можно будет рассчитывать на европейские ставки кредитования. Напомню, это показатель инфляции плюс 5-6 процентов.
С.Сидорин, ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: