Вблизи Дамаска началась, наверное, самая кровавая и самая масштабная битва сирийской войны со времени боев за Алеппо.
Правительственные войска при поддержке российской авиации начали штурм Восточной Гуты - пригорода сирийской столицы, находящегося под контролем различных оппозиционных групп
В последнее время коалиция, воюющая на стороне сирийского диктатора Башара Асада, не может похвастаться какими-либо успехами.
Наоборот - все идет, мягко говоря, наперекосяк.
3-го февраля одна из оппозиционных группировок сбила российский военный самолет в провинции Идлиб (причем, вероятно, российским же переносным зенитным комплексом; те, кто поставлял такие комплексы силам Башара Асада, явно не учли одного - в стране, находящейся в пламени гражданской войны, абсолютно все покупается и продается).
После этого в ночь с 7 на 8-е февраля американская авиация разгромила российских вагнеровцев в провинции Дейр-аз-Зор, уничтожив сотни "ихтамнетов".
А еще через три дня сирийцы имели неосторожность сбить израильский истребитель F-16, после чего ЦАХАЛ сокрушительным ударом уничтожил большую часть объектов сирийской и иранской противовоздушной обороны.
Немного оправившись после серии неудач, правительственные войска решили попытать счастья к востоку от Дамаска.
Восточная Гута представляет собой довольно плотно заселенный район, состоящий из восточных пригородов сирийской столицы и нескольких городков.
С 2012 года район контролируется антиправительственными повстанцами, и до начала российской интервенции осенью 2015-го рассматривался ими как один из плацдармов для штурма Дамаска.
Но после того как в войну вмешалась Россия, баланс сил радикально изменился, и в том же 2015 году асадовские войска прорвали оборону повстанцев, взяв Восточную Гуту в кольцо.
После этого долгое время правительственным войскам, россиянам и иранцам было не до изолированного анклава, поскольку они были заняты сначала штурмом восточного Алеппо, а затем спешили взять под контроль часть территорий вблизи Евфрата, которые ранее контролировались разбитыми курдами и американцами экстремистами из ИГИЛ.
В 2017 году правительство провозгласило Восточную Гуту зоной деэскалации. Но полной деэскалации так и не произошло: боевые действия низкой интенсивности агломерации вокруг то стихали, то снова вспыхивали - преимущественно в виде обмена артиллерийскими и минометными ударами.
В конце января асадовские войска усилили блокаду Восточной Гуты, перекрыв неформальные каналы поставки продовольствия и лекарств.
Вместе с тем, с 4 февраля бомбардировки анклава стали регулярными, а с 18-го сирийская и российская авиация (если между ними вообще есть хоть какая-то разница) начали массированное воздушное наступление.
В окруженном районе начался ад, похожий на тот, в котором жили в течение нескольких месяцев жители блокированного Алеппо. Российско-сирийские ВВС бомбят все, что движется.
В то же время бойцы оппозиционных сил используют испытанную тактику "живого щита", пытаясь прятаться в школах, больницах и мечетях.
А поскольку правительственным силам на этот щит наплевать, то основные удары как раз и наносятся по указанным объектам.
По данным базирующегося в Лондоне Сирийского центра мониторинга прав человека, число погибших превысило 500 человек (из них минимум 123 ребенка) и продолжает расти.
Причем 250 человек погибли только за последние двое суток.
По данным группы расследователей Conflict Intelligence Team, Дамаск использует запрещенные кассетные бомбы.
Действия сирийского правительства и его иностранных покровителей возмутили мировую общественность.
В частности, пресс-секретарь американского Госдепа Дженнифер Нойерт возложила ответственность за происходящее на Россию.
Глава Белого дома Дональд Трамп назвал поведение России, Сирии и Ирана "позором".
А Швеция и США предложили Совбезу ООН принять резолюцию о 30-дневном прекращении огня в Восточной Гуте.
Сначала Российская Федерация ее ожидаемо заблокировала, пользуясь своим правом вето. Однако в субботу, 24 февраля, Резолюция все же была принята, но с российскими поправками.
Главная из которых - требование прекратить огонь в течение конкретных 72 часов - была заменена абстрактным формулировкой "без задержек".
Сразу же после голосования Госдеп Соединенных Штатов, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель призвали Москву и Асада к немедленному воплощению документа в жизнь.
В ответ представитель РФ в ООН дал понять, что его страна считает Резолюцию простой формальностью, а соответствующие решения должны принимать сами "стороны конфликта" (то есть сирийское правительство и оппозиционные группы).
А буквально на следующий день официальный Дамаск дал понять, что на решения ООН ему наплевать, продолжив авиаудары и ракетно-артиллерийские обстрелы.
Одновременно режим Башара Асада стянул под Гуту довольно мощные наземные силы - до 10 тысяч бойцов, среди которых - "Тигры", 4-я механизированная дивизия и Республиканская гвардия.
25 февраля эти подразделения перешли в наступление, заняв три городка и стратегическую высоту.
Впрочем, вряд ли мы увидим в ближайшее время слишком активные боевые действия на земле.
Скорее всего, будет реализован сценарий, который принес просадовской коалиции победу в Алеппо: плотная блокада и бесконечные ковровые бомбардировки, которые в конце концов заставят повстанцев прорываться из окружения.
Пока в Восточной Гуте действует 5 группировок, которые к тому же ориентируются на различные внешние центры влияния и отношения между которыми являются, мягко говоря, неидеальными.
В частности,исламистское движение "Ахрар Аш-Шям" и коалиция "Армия Ислама" опираются на поддержку Турции и Катара.
Группировки "Файлак Ар-Рахман" и джихадистская коалиция "Тахрир Аш-Шям" (бывший "Фронт аль-Нусра", то есть сирийский филиал «Аль-Каиды») получают деньги и ресурсы из Саудовской Аравии.
Ориентированные на различные центры исламистские группы постоянно враждуют между собой.
Крупнейшие вооруженные столкновения время от времени происходят между "Тахрир Аш-Шям" и "Армией Ислама" (кстати, последняя считается наиболее боеспособной фракцией).
Постоянные конфликты и несогласованность между группами радикальных повстанцев и является тем важнейшим фактором, который существенно повышает шансы асадитов на победу.
В любом случае, битва растянется на несколько месяцев. И явно будет одной из самых драматичных баталий сирийской войны.
Автор: Максим Викулов
Источник: Эспрессо
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: